Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Задачи педагогической рефлексии

Понятие и сущность педагогической рефлексии

В настоящее время уделяется большое внимание профессиональной рефлексии, в том числе и педагогической. Это связано с необходимостью совершенствования педагогического процесса и повышения его эффективности.

Определение 1

Рефлексия – это процесс переосмысления человеком самого себя, своих поступков, действий и продуктов своей деятельности.

Рефлексия – это предмет исследования в разнообразных областях человеческого знания, таких как философия, конфликтология, педагогика, психология и т.д.

Сущность рефлексии состоит в том, что она представлена мыслительной деятельностью и процессом сознания субъекта своей уже осуществленной деятельности. В процессе рефлексии человек вспоминает, выявляет, осознает проделанную работу, продукты своей деятельности и т.д.

Ряд авторов считают, что рефлексия является побудителем к осуществлению самостоятельной деятельности, проявлению творчества, изобретательности и, в целом, совершенствованию своего профессионального развития.

Одним из существенных факторов рефлексии, оказывающих влияние на ее эффективность, является многообразие ее форм, имеющих различное смысловое наполнение и значение.

Выделяют следующие направленности педагогической рефлексии:

  1. Рефлексия эмоционального состояния и настроения – подразумевает установление благоприятного эмоционального контакта между педагогом и группой, выявление степени удовлетворенности учащихся организованной учебной деятельностью.
  2. Рефлексия содержания учебной информации и материала – направлена на выявление уровня осознания учащимися содержания пройденного учебного материала и направленность на дальнейшее обучение.
  3. Рефлексия деятельности – осуществляется на разных этапах учебного занятия и заключается в осуществлении осмысления приемов и способов работы с учебным материалом, поиск наиболее эффективных и рациональных приемов работы с ним.
«Задачи педагогической рефлексии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Таким образом, педагогическая рефлексия – это процесс практического мышления педагога, направленного на фиксирование участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

Без осуществления рефлексивной проработки собственной профессиональной деятельности, концептуальные представления педагога обездвижены и как бы «рассыпаны» в сознании, все это не позволяет использовать их эффективно и целенаправленно в педагогической деятельности. Постоянный рефлексивный обзор собственной педагогической деятельности с точки зрения профессиональной практики позволяет педагогу стать более компетентным, повысить свое профессиональное мастерство.

Задачи педагогической рефлексии в зависимости от ее типа и вида

Задачи педагогической рефлексии весьма разнообразны и зависят от вида рефлексии, а также области ее научного исследования.

Кооперативная рефлексия.

Задачи:

  • осуществление рефлексирования педагогической деятельности, посредством мысленного «высвобождения» субъекта из процесса;
  • рефлексирование, как реализованной деятельности, так и планируемой;
  • самоанализ этапов механизма рефлексирования.

Коммуникативная рефлексия.

Задачи:

  • самоанализ эмпатийности педагогического общения;
  • рефлексирование развитости общения между участниками педагогического общения;
  • рефлексирование межличностного восприятия между педагогом и учащимися;
  • осуществление смены представлений о субъекте педагогического процесса на адекватные, согласно конкретной ситуации;
  • раскрытие индивидуальных психологических черт субъекта педагогического процесса;
  • снижение противоречия представлений о субъекте педагогического общения и вновь открывающимися знаниями о нем.

Личностная рефлексия.

Задачи:

  • исследование собственных поступков субъекта педагогического процесса;
  • выявления и установление образа собственного «Я», как индивидуальности;
  • осуществление процесса осмысления отношения субъекта к самому себе и собственному «Я»;
  • выявление отношения других участников педагогического процесса к собственному «Я» субъекта, установление того как они видят его со стороны.
  • самоопределение личности педагога;
  • самопознание и постижение собственного «Я», модели поведения, педагогической деятельности и поступков, в зависимости от конкретной ситуации.

Интеллектуальная рефлексия.

Задачи:

  • установление собственных знаний об объекте педагогического процесса и анализ способов действий с ним;
  • рефлексирование собственной педагогической деятельности, с целью выявления наиболее оптимальных и эффективных методов обучения.

Задачи педагогической рефлексии в зависимости от ее типа:

  1. Экзистенциальная рефлексия. Задачи:

    • осуществление рефлексирования глубинных и экзистенциальных смыслов личности педагога;
    • самоанализ различных эмоциогенных педагогических ситуаций.
  2. Культурная рефлексия. Задачи:

  3. Саногенная рефлексия. Задачи: осуществление самоанализа эмоциональных состояний во время организации процесса обучения.

  4. Логическая рефлексия. Задачи: самоанализ педагогического мышления и его вида.

  5. Личностная и межличностная рефлексия. Задачи:

    • самоанализ процесса собственного самообразования и развития аффектно-потребностной сферы педагога;
    • осмысление отношений с другими субъектами педагогического процесса;
    • самоанализ межличностной педагогической коммуникации.

Помимо перечисленных задач педагогической рефлексии, в зависимости от её типа и вида, большое значение имеют задачи рефлексии педагогического общения.

Задачи педагогической рефлексии, в зависимости от процесса педагогического общения:

  1. Социально-перцептивная рефлексия.

    Задача: переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у педагога сформировались об учащихся в процессе общения с ними.

  2. Коммуникативная рефлексия.

    Задача: осознание субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я – глазами других»).

  3. Личностная рефлексия.

    Задача: осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot