Формирование ценностных ориентиров учащихся на уроках обществознания
Нравственное развитие учащихся является приоритетным направлением воспитательной деятельности учебного заведения любого уровня. Оно затрагивает все образовательные области и внедряется в разные учебные дисциплины.
Что касается обществознания, то данная учебная дисциплина наиболее полно включает в себя нравственные основы деятельности и ценностные ориентиры. На уроках обществознания происходит формирование ценностных ориентиров учащихся, которые приобретают в дальнейшем форму жизненных установок и гуманную направленность деятельности личности.
На уроках обществознания происходит:
- Привитие учащимся моральных ценностей и норм поведения.
- Формирование основ общей культуры поведения.
- Ознакомление с культурными ценностями своего народа и других народов.
- Формирование чувства долга и ответственности перед обществом.
- Выработка у учащихся собственного отношения к разным социальным явлениям и событиям.
- Воспитание человеческих качеств личности.
- Обращение к сфере ценностей и общественных идеалов.
- Переживание нравственных основ социального поведения в конкретных ситуациях, аспектах деятельности.
- Познание окружающей социальной действительности.
Содержание образовательной программы 9 класса по обществознанию
Программа обществознания, изучаемая в 9 классе общеобразовательной школы, включает в себя следующие разделы:
- Политическая сфера государства.
- Устройство государства.
- Политические режимы.
- Понятие правового государства и правовых отношений.
- Понятие гражданского общества как части государства.
- Участие граждан в политической сфере деятельности.
- Политические партии и движения.
- Межгосударственная сфера деятельности и отношения.
- Основы Конституции и конституционного устройства государства.
- Права и свободы граждан.
- Органы государственной власти.
- Понятие и значение федеративного устройства государства.
- Правоохранительные органы страны.
- Судебная система государства.
- Значение права в жизнедеятельности граждан.
- Правоотношения и субъекты права.
- Правонарушения и несение ответственности за них.
- Административные правоотношения.
- Уголовные правоотношения.
- Отношения в сфере образования.
- Семья как ячейка общества.
Данные разделы знакомят учащихся с устройством общества и общественными отношениями, учат моральным основам жизнедеятельности и воспитывают уважение к закону. На уроках изучаются моральные и идейные позиции современного общества. Это способствует развитию у учащихся определенных нравственных привычек поведения и моральных ориентиров жизнедеятельности.
Содержание образовательной программы по обществознанию ориентировано на изучение подростками общественно-политической жизнедеятельности, социально-экономического устройства общества и ситуаций, на которых базируются социальные взгляды граждан, общечеловеческая культура и формируется направленность собственного поведения.
Изучение прав и свобод граждан, правовых отношений и ответственности за правонарушения способствует формированию и укреплению социально значимых мотивов деятельности каждого учащегося, формированию активной жизненной позиции и вступлению в социальные взаимоотношения.
Учащиеся получают обширную информацию о человеке и обществе, усваивают основы формирования нравственной и правовой культуры каждого гражданина, как основы его здоровой, продуктивной жизнедеятельности в системе государственных отношений.
Содержание образовательной программы по обществознанию ориентировано на воспитание целостной и здоровой личности, обладающей чувством собственного достоинства и, уважающей достоинство других граждан, права и свободы другого человека.
Многоаспектный характер учебной дисциплины «Обществознание»
Дисциплина «Обществознание» тесно связана с другими науками об обществе: философия, социология, история, экономика, культурология, этика, психология, правоведение. Интеграция такого количества научных знаний в одной дисциплине обуславливает ее особенности и многоаспектную направленность. При изучении курса обществознания происходит комплексное познание учащимися устройства социальной среды, социальных процессов и явлений, жизни и отношений людей, их связей и зависимостей друг от друга.
Дисциплина «Обществознание» становится сейчас гуманистическим фундаментом всей образовательной деятельности. Без данной дисциплины невозможно реализовать полноценного обучения и воспитания учащихся общеобразовательного учебного заведения.
Знания учащихся, формируемые в ходе изучения курса обществознания в 9 классе становятся:
- Фундаментом развития ценностного отношения личности к социальной среде.
- Базой развития отношения и восприятия социальных процессов и явлений и выработке своей позиции по отношению к их функционированию.
- Основой формирования созидательных мотивов жизнедеятельности.
- Осмыслению разнообразных нравственных понятий и их превращению в сознательные убеждения и моральные принципы.
Благодаря межпредметным связям дисциплины происходит внедрение в образовательный процесс исторических фактов, образов литературных героев, которые выступают основой выработки нравственных ориентиров деятельности учащегося.
На уроках происходит активная оценочная деятельность учащихся. Они учатся оценивать свои действия и поступки, а также действия и поступки другого человека. Так, происходит выработка определенной гражданской позиции и моральных ориентиров социального взаимодействия.
Курс обществознания 9 класса тесно связан с экономикой и правом. Раскрывая сущность различных аспектов социальной жизнедеятельности, экономическое устройство государства и общества осуществляется воздействие на моральные ориентиры личности в разных аспектах жизнедеятельности. Правовое развитие – залог формирования гуманистических принципов социального поведения.