Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

Особенности воспитания и обучения в период раннего Средневековья

Замечание 1

На данном временном промежутке в воспитании и обучении реализовывались языческие, христианские и античные традиции. Основой воспитания детей служило семейное воспитание, по достижении детьми определённого возраста, обучение и воспитание осуществлялось по половому признаку.

Девочек матери обучали вести хозяйство и устраивать быт. Для мальчиков было предусмотрено ученичество и рыцарское воспитание. Ученичество как форма воспитания и обучения детей доминировало в семьях ремесленников. Мальчиков брал в свою семью ремесленник, иногда количество учеников достигало 2-3, шло обучение ремеслу в течение 7-8 лет. В качестве платы за обучение дети осуществляли работу по хозяйству, позже – помогали в ремесленном деле. После окончания ученичества, ученики получали статус подмастерья и получали за работу плату. Получив достаточную квалификацию, подмастерье мог открыть своё дело. Кроме ремесла ремесленник мог обучать подопечных грамоте, либо давал разрешение на посещение соответствующих учебных заведений.

Светские феодалы отдавали своих детей в школы, где те осваивали грамоту и счёт, а затем получали рыцарское воспитание. В процессе рыцарского воспитания дети учились владеть копьём, получали навыки фехтования, езды верхом, плавания, охоты, игры в шахматы, пения стихов собственного сочинения, игре на музыкальном инструменте. В приоритете было получение военных навыков. Важным считалось нравственное воспитание, в процессе которого дети усваивали идеи превосходства рыцарей над низшим сословием, важность личной свободы, жертвенности и героизма. По завершении рыцарского воспитания, в 21-летнем возрасте, осуществлялось посвящение в рыцари. Данный обряд включал в себя благословение освящённым мечом, кроме того, проводились разнообразные физические испытания и рыцарские турниры. В качестве учителей использовалась дворовая челядь.

Школы в период раннего Средневековья

Замечание 2

Исчезновение античного общества привело в VII в. К исчезновению школ античного типа. Но в новых церковных школах, которые начали действовать на территории стран Западной Европы, нашло отражение традиций античной культуры, в частности, обязательным являлось изучение латинского языка, который использовался активно в общении и переписке.

«Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В V–VII вв. произошёл сильный упадок в образовании детей. Церковные школы не набирали достаточного количества учеников, в результате чего большая часть населения, включая знать, оставались безграмотными.

В эпоху раннего Средневековья выделялись два типа церковных школ: дети обучались в епископальных (кафедральных) и монастырских школах, одним из создателей которых был Кассиодор (настоятель монастыря). Церковные школы делились также на внутренние (выпускали служителей культа) и внешние (обучение детей высших сословий). До обучения допускались только лица мужского пола.

В малых церковных школах обучение шло с 7-10 лет, детям давалось элементарное образование. Характерным для данных школ являлось наличие одного учителя, который обучал всем предметам, церковному пению учил специальный учитель – кантор. После окончания малой школы, была возможность поступить в большую школу, где давался более высокий уровень образования.

В X веке во Франции действовали епископальные школы, самые крупные из которых находились в Реймсе, Шартре, Париже.

В монастырских школах в основном шло изучение Библии и богословской литературы. Отсутствовало физическое воспитание, каникулы, в качестве выходных дней были дни веселья и различные церковные праздники. Методы воспитания отличались суровостью и жёсткостью, использовались физические наказания, карцер, лишение пищи. В церковных школах дети получали элементарное образование, в малочисленных школах, где давался повышенный уровень образования, программа обучения предусматривала освоение семи свободных искусств.

В XII–XV вв. начали работать городские школы и университеты, в них обучение строилось на светской основе. Некоторые из таких школ организовывались для девочек. По окончании школы получалось звание клирика, после чего молодые люди становились либо учителями, либо священнослужителями. В таких школах проходили обучение дети высших сословий, дети изучали грамоту, счёт, латынь. В результате трансформации школ (цеховые, гильдейские, школы счёта) в XIII веке появились городские школы. В этих школах изучалась:

  • арифметика;
  • элементы делопроизводства;
  • география;
  • техника;
  • естественные науки.

В XVI–XV вв. ознаменовалось возникновением коллегий во Франции, которые являлись связующими между получением начального и высшего образования.

В XI–XII вв. возникли первые университеты:

  • Парижский университет (Сорбонна) (1200),
  • в Неаполе (1224),
  • в Оксфорде (1206),
  • в Кембридже (1231),
  • в Лиссабоне (1290).
Замечание 3

В университетах учились люди любого сословия. Обучение в университете начиналось в 13-14-летнем возрасте и продолжалось 3-7 лет. Детей обучали семи свободным искусствам.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot