Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Условия организации эффективного педагогического общения

Определение 1

Педагогическое общение – профессиональное общение между педагогом и детьми (учащимися, студентами, воспитанниками), происходящее как во время педагогического процесса, так и за его пределами, направленное на создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Основные условия эффективного педагогического общения

Замечание 1

Основная цель педагогического общения – это установление эффективного и плодотворного взаимодействия с детьми, основанного на взаимном уважении и доверии.

Для организации эффективного педагогического общения, определяют ряд условий.

Принятие ребенка. Данное условие предусматривает принятие ребенка педагогом как личности, которая обладает собственной уникальной ценностью. Педагог должен понимать и принимать, что каждый ребенок как личность небезупречен как человек, противоречив, наделен разными чувствами и чертами. Необходимо принимать не только его положительные стороны, такие как старательность, целеустремленность, любознательность и т.д., но и возможные отрицательные – нежелание учиться, временное безразличие к учебе, проступки и т.д. Педагог должен не просто принимать ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, но и понимать, что необходимо выстраивать общение исходя из положения «ты мне нравишься», а не из положения «ты мне будешь нравиться, если будешь вести себя, так как я хочу».

Кроме того, принятие – это забота и доверие. Педагог должен организовать общение так, чтобы у ребенка было желание поделиться своими проблемами и трудностями, понять их и постараться измениться.

Конгруэнтность. Педагог во время общения с ребенком должен выступать в качестве той личности, которой он является на самом деле. Не нужно скрывать свои чувства и переживания. Дети остро чувствуют фальшь, а так же если от них что-то скрывают. Если педагог будет максимально правдивым, будет проявлять свои чувства и эмоции, в рамках разумного, то он предстанет перед детьми не в виде робота, а в виде живого человека. Конгруэнтность личности педагога способствует расположению его перед детьми.

Конгруэнтность предполагает, что в процессе общения педагог должен показывать свои эмоции, в случае если весело – смеяться, занимательно и увлекательно – восторгаться, не интересно – показать, что разговор скучен, попытаться его перевести на более интересную тему и т.д. Однако педагог не должен проявлять свои чувства слишком ярко или наигранно, то есть не нужно быть слишком холодным или через чур чувствительным или симпатизирующим. Так как чувства педагога – это только его чувства, то не нужно навязывать их детям, настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Рядом с таким учителем ученики чувствуют себя уютно и безопасно, потому что хорошо его понимают.

«Условия организации эффективного педагогического общения » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Эмпатия. Педагог, во время общения, должен эмпатически понимать внутренний мир ребенка. Необходимо не просто понимать мир ребенка, а воспринимать его как свой собственный – именно в этом состоит суть эмпатии.

Эффективность педагогического общения посредством эмпатии объясняется тем, что мир ребенка понятен педагогу, и он может своими словами передать это понимание, тем самым он может помочь ребенку понять самого себя и выразить словами то, что ребенок еще не способен сказать.

Оказание благоприятного педагогического влияния на педагогический процесс. Благоприятное педагогическое влияние на процесс обучения и воспитания, способствует не просто восприятию учебной информации ребенком, а оказывает влияние на его личностные изменения, такие как поведение, отношение к себе и окружающим. То есть педагогическое воздействие направленно на повышение значимости учения. Значимость учения – это самонаправленное и самостоятельно учение.

Гуманистическая направленность педагога. Данное условие предусматривает гуманистическое направление педагогического процесса, которое включает в себя гуманное отношение к детям, формирование у них основ гуманизма. Гуманистическое влияние педагога способствует приобретению детьми не только знаний, но развитие творческих способностей, самостоятельности, личной приспособленности.

Творческая индивидуальность предусматривает использование различных диалоговых приемов, направленные на поддержание благоприятной эмоциональной атмосферы обучения, особенно в ситуациях, когда ученики испытывают трудности и напряжение.

Методы организации педагогического общения

В настоящее время нет конкретно выделенных методов, оказывающих положительное влияние на организацию педагогического общения. Каждый педагог использует и применяет те методы, которые на его взгляд являются наиболее оптимальными для конкретной группы детей, учитывая их возраст и индивидуальные характеристики.

Выделяют следующие методы организации эффективного педагогического общения:

  • Метод размышления. Предусматривает рассмотрение наиболее существенных аспектов поведения детей конкретного коллектива, особенности их общения с педагогом и друг другом.
  • Метод поддержки учеников (воспитанников). Направлен на безусловное уважение к детям и проявление внимания к их интересам и потребностям.
  • Метод поощрения. Нацелен на поощрение положительных качеств и проявлений каждого ребенка. Большое значение уделяется поощрению самостоятельности у детей.
  • Метод развития чувства ответственности. Предусматривает создание практических проблемных ситуаций, для решения которых необходимо совместно с педагогом принять решение о поведении и как следуем поступать. Также допускается индивидуальное обсуждение личных поступков ребенка.
  • Метод поощрения самоактуализации предоставляет детям возможности личностного роста и развития в процессе обучения. Предусматривается поощрение развития особых талантов.

Эффективное педагогическое общение имеет развивающее значение. В результате эффективно организованного общения возникают следующие знания и изменения в личности ребенка:

  • начинает по-другому смотреть на себя;
  • более полно принимает себя и свои чувства;
  • больше доверяет себе, может лучше управлять собой;
  • становится более похожим на того человека, каким бы он хотел быть;
  • становится более гибким, менее застывшим в своём восприятии;
  • ставит для себя более реальные цели;
  • поведение становится хорошо обдуманным;
  • изменяет основные качества своей личности в лучшую сторону.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot