Характеристика изменений в педагогике в конце 19-начале 20 века
В описываемый исторический период совершались значительные изменения, которые коснулись разработки педагогики, а также школьного устройства в России. Политические партии принимали участие в преобразовании образовательной системы России. В частности, лидеры либеральных партий и педагогических организаций прилагали немало усилий по реализации демократической школьной реформы, программа которой была принята на съездах народного образования (1908-1913 гг.).
Данная программа предусматривала:
- увеличение ассигнований на школу;
- усиление системы местного самоуправления;
- соблюдение преемственности ступеней образования;
- осуществление равенства мужского и женского образования;
- обязательность и бесплатность начального образования.
Аналогичные программы были выдвинуты другими партиями и общественными организациями. Программой РСДРП, руководимой В.И. Лениным, предусматривалось:
- провозглашение независимости школы от церкви;
- необходимость осуществления обучения на родном языке;
- всеобщность, обязательность и бесплатность образования до 16-летнего возраста;
- свержение самодержавия как необходимого условия реализации предложенной программы.
Начальное образование в России в конце 19- начале 20 века
В рассматриваемый временной промежуток открывается множество учебных заведений, реализующих программу начального образования. Это были церковно-приходские школы, а после 1895 года преобладающими становятся школы, дающие светское образование. Реформы в образовательной системе сказались на сроках обучения и на открытии новых учебных заведений: учащиеся обучались в течение 5-6 лет, в 1912 году начали открываться высшие начальные училища, целью которых было продолжение обучения после элементарных школ.
В связи с увеличением количества учебных заведений, возникла необходимость обучения педагогов, следствием чего стало открытие курсов по подготовке учителей, а также институтов, семинарий, появляются неправительственные высшие учебные заведения.
В начале 20 века новая организация начального обучения детей привела к открытию частных экспериментальных учебно-воспитательных учреждений, к примеру, в 1906 году был открыт «Дом свободного ребёнка», в данной организации важными условиями обучения и воспитания детей считались:
- создание благоприятной психологической атмосферы;
- обучение детей базовым знаниям;
- организация разных видов деятельности, в том числе трудовой и творческой;
- использование совместной работы родителей, детей и педагогов;
- организация работы системы школьного самоуправления.
Среднее образование в России в конце 19- начале 20 века
Среднее образование в России в рассматриваемый период характеризуется как увеличением количества обучающихся, так и ростом числа учебных заведений. Среднее образование можно было получить в гимназии, прогимназии, реальном училище, кадетском корпусе, частном среднем учебном заведении, в коммерческом училище или в среднетехническом училище для мальчиков.
Власти и общество перестало удовлетворять классическое среднее образование, получаемое детьми в учебном заведении, поэтому в 1899-1900 годах работала комиссия, которая разработала некоторые положения, устраняющие недостатки среднего образования, в частности, предложения были направлены на:
- создание при университете педагогических курсов, готовящих учителей в средней школе;
- улучшение материального положения учителей средних школ;
- сохранение гимназий и училищ в качестве основных типов учреждений, дающих среднее образование;
- усиление нравственного, национального и физического воспитания, сохранения объёма изучения латинского и греческого языков;
- повышение статуса реальных училищ;
- облегчение возможностей перехода из гимназий в реальные училища.
Из указанных выше положений были реализованы только несколько пунктов.