Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Разделы педагогики

Выделение разделов в педагогике

Педагогика развивается в соответствии с социально-экономическими условиями жизни нашего общества, потребностями деятельности и жизни людей, достижениями научно-технического прогресса современности, логикой преобразований изучаемых ей феноменов. Это постоянно ставит перед педагогикой новые проблемы, решить которые можно максимально эффективно используя внутренние возможности самой науки. Поэтому педагогика постоянно видоизменяется, в ней регулярно выделяются новые отрасли и составные части.

Выделяют разделы педагогики по отдельным аспектам педагогического исследования и процесса. К основным разделам педагогики относятся:

  • дидактика или теория педагогики;
  • история педагогики;
  • методология;
  • теоретическая педагогика;
  • практическая педагогика.

Дидактика

Определение 1

Дидактика — раздел педагогики, занимающийся разработкой и изучением вопросов обучения и образования.

Дидактика, по сути, является педагогической теорией обучения, дающей научное обоснование его содержанию, методам и организационным формам. Она должна отвечать на вопрос: «Чему и как учить?».

Знание дидактики требуется любому педагогу, потому что в педагогической работе невозможно решать практические задачи обучения, не опираясь на теоретические знания и науку.

Дидактика также разрабатывает различные способы прогнозирования последствий введения в практическую деятельность новых методов и учебных материалов.

Следует отметить, что дидактика не дает практике окончательного и универсального решения всех вопросов. Она не разрабатывает однозначных рекомендаций, а лишь дает общее направление, позволяющее педагогу, учитывая специфические факторы, конструировать свою работу, сопоставлять результаты и цели, оптимизируя процесс обучения.

История педагогики

Определение 2

История педагогики – раздел педагогики, раскрывающий ее прошлое для оптимизации настоящего. Предметом исследования истории педагогики является объективный процесс зарождения и развития методов, принципов, форм воспитания и обучения в различные периоды истории.

«Разделы педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Задачи истории педагогики заключаются в следующем:

  • определение зависимости целей, а также содержания педагогического процесса от различных условий;
  • изучение возникновения, развития методов и форм обучения и воспитания;
  • исследование связи педагогики с другими отраслями науки в историческом аспекте;
  • определение закономерностей в развитии педагогической практики и теории;
  • изучение взглядов и деятельности педагогов прошлого, оценка их вклада в развитие теоретической и практической педагогики;
  • обеспечение преемственности в непрерывном педагогическом процессе.

Методология

Определение 3

Методология педагогики – раздел педагогики о методах, который описывает внутренние механизмы педагогического процесса, логику его движения и организации.

Основывается она на научных идеях, которые определяют смысл педагогической работы в целом, способы самоопределения субъектов педагогического процесса в постоянно изменяющейся социальной и культурной ситуации.

Теоретическая педагогика

Определение 4

Основная цель теоретической педагогики заключается в исследовании сущности различных педагогических явлений, формулировке закономерностей и законов учебно-воспитательного процесса. Основной категорией теоретической педагогики является научный закон или закономерность.

Теоретическую педагогику не должно беспокоить, будут ли ее разработки применены в практической деятельности, так как ее цель – это познание истины. Поэтому не имеет смысла критиковать теоретическую педагогику за её отрыв от практической педагогической работы.

Практическая педагогика

Определение 5

Практическая педагогика применяет достижения теории для организации более эффективного педагогического процесса. Это отражается в создании и практическом применении более совершенных технологий. Основной категорией практической педагогики является технология.

Проблема современной практической педагогики заключается в отрыве от передовых теоретических разработок. Наукой о человеке сделаны огромные шаги в исследованиях, но эти достижения до сих пор мало известны педагогам и не находят необходимого отражения в педагогических технологиях. В современной практической педагогике продолжается деятельность, базирующаяся на педагогической интуиции, педагогическом искусстве и мастерстве.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot