Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проектный метод обучения

Сущность проектного метода обучения

Определение 1

Проектный метод обучения – это метод, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.

Одной из особенностей метода проектов можно назвать то, что он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, организованную в виду индивидуальной, парной или групповой работы, выполнение которой ограничено конкретным временным отрезком. Самостоятельная деятельность учащихся направлена на поиск и усвоение учебной информации. Метод проектов органично сочетается с методом сотрудничества в обучении.

Замечание 1

Проектный метод обучения предполагает осуществление работы не только над осознанием какой-то проблемы, но и над процессом ее раскрытия. От учащегося требуется спланировать действия работы над решением проблемы, сформулировать гипотезу и замысел решения, четко распределить роли, если работа осуществляется в группе, описать задание для каждого члена и условия взаимодействия.

Использование проектного метода обучения осуществляется тогда, когда в образовательном процессе возникает творческая или исследовательская задача, решение которой требует от учащихся использования интегрированных знаний в различных областях, а также применения исследовательских методик. Особенность проектного метода обучения заключается в том, что существенным вопросом является теоретическая, практическая и познавательная значимость полученных результатов.

Проектный метод обучения предусматривает разработку проекта, который заранее тщательно планируется педагогом и обсуждается с учащимися. Процесс внедрения проекта в образовательный процесс предполагает подробное структурирование содержательной части, с выделением и указанием получения предполагаемых результатов на каждом этапе. Кроме того, педагог заранее обозначает, чем могут пользоваться учащиеся в процессе работы над проектом (ПК, Интернет и т.д.).

«Проектный метод обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Таким образом, основой проектных методов обучения является исследовательская деятельность учащихся, организованная педагогом и направленная на развитие их творческого потенциала и познавательной активности.

Этапы организации проектного метода обучения

Организация проектного метода обучения предусмотрена последовательность следующих этапов:

  1. Определение исследовательской проблемы проекта, на ее основании формулировка и постановка задач исследования.
  2. Выдвижение гипотезы исследования, направленной на решение поставленных задач.
  3. Определение методов исследования.
  4. Осуществление сбора данных и первичной информации, необходимых для проведения исследования.
  5. Анализ полученных данных и информации.
  6. Формулировка и оформление конечных результатов исследования.
  7. Подведение итогов: выводы, корректировка (осуществляется посредством использования следующих методов: «мозговой штурм», «круглый стол», творческие отчеты и т.п.).

Возможные проблемы организации проектных методов обучения чаще всего возникают, в случае если педагог не имеет необходимых знаний и опыта:

  • Не умеет вести статистику
  • Не владеет методами обработки данных
  • Не владеет различными методами творческой деятельности
  • Не способен логично и последовательно организовать учебный процесс в целом

Выбор тематики проектных методов обучения в разных ситуациях осуществляется по-разному:

  1. Определяются и утверждаются специалистами органов образования в рамках утвержденной образовательной программы учебного заведения.
  2. Выдвигается непосредственно педагогом, на основании учебной ситуации в рамках той образовательной дисциплины, которую он преподает, а также с учетом интересов, потребностей и способностей учащихся.
  3. Предложение тематики проектов поступает от самих учащихся, которые ориентируется не только на познавательные, творческие и прикладные интересы, но и на свои собственные.

Тематика проектных методов обучения может касаться различных областей науки, теоретических и практических вопросов учебной программы. Основная цель темы проектного метода обучения – это углубление и расширение знаний отдельных учащихся, а также дифференциация образовательного процесса. Чаще всего тема проекта определяется на основании практического вопроса, который является актуальным в рамках практической жизнедеятельности, требует привлечения знаний учащихся не по одному определенному предмету, а одновременно из разных областей. Таким образом, в процессе реализации проекта достигается естественная интеграция знаний учащихся.

Требования к проектному методу обучения

Основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие творчески значимой проблемы, решение которой требует от учащихся интегрированных знаний и навыков исследовательской деятельности.
  • Обязательная познавательная и практическая значимость результатов, полученных по итогам реализации проекта.
  • Осуществление самостоятельной деятельности учащихся в процессе осуществления исследовательской работы по проекту.
  • Наличие структурированной содержательной части исследовательского проекта.

Эффективность организации проекта во многом зависит от его типа. Различают несколько типов проектов, в зависимости от:

  1. Доминирующей в проекте деятельности:

    • поисковые
    • исследовательские
    • творческие
    • прикладные
    • ознакомительно-ориентировочные и т.п.
  2. Предметно-содержательной области:

    • межпредметные
    • монопроекты
  3. Характера координации проекта:

    • непосредственный (гибкий или жесткий)
    • скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов)
  4. Характера контактов (между учащимися одного класса, школа, города и т.д.).

Замечание 3

Метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot