Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Преподавание и учение как две стороны обучения

Понятия преподавания и учения

Основными категориями дидактики являются:

  • обучение,
  • преподавание,
  • учение.

Обучение - это способ организации образовательного процесса.

Процесс обучения в своей основе имеет взаимосвязь преподавания и учения. Синонимом формулировке «процесс обучения» используется понятие «учебный процесс». Учебный процесс – это совместная деятельность педагога и учеников. В ходе такой деятельности педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность учеников. Параллельно с этим учитель корректирует и проверяет работу учеников. Задача обучаемого овладеть содержанием, видами деятельности, умениями и навыками.

Процесс обучения двусторонний, он содержит в своей структуре два элемента (Рис.1):

  • деятельность преподавателя (преподавание),
  • деятельность учащегося (учение).

Преподавание и учение как две стороны обучения

Рис. 1

Преподавание подразумевает деятельность учителя, включающую передачу обучаемым информации, организацию учебно-познавательной деятельности, стимулирование интереса к познанию, самостоятельности, и оценку учебных достижений.

Определение

Учение – это деятельность, включающая освоение, закрепление и применение освоенных знаний, умений и навыков.

В процессе учения происходит осознание личностного смысла, социального значения культурных ценностей и человеческого опыта.

Определение

Обучение – это целенаправленный, социальный и индивидуальный, педагогически организованный процесс развития личности, который базируется на овладении системой научных знаний и способами деятельности, человеческой культурой.

«Преподавание и учение как две стороны обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Преподавание и учение взаимосвязаны. Учение начинается еще до рождения и непрерывно продолжается до смерти. Учение предполагает изменения в поведении или способность применить эти изменения в будущем. Преподавание и учение - составляющие процесса обучения.

Преподавание

Процесс обучения протекает под руководством педагога. Он управляет активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учениками задачи, постепенно усложняя их и обеспечивая движение мысли учеников в познании. Преподаватель создает требуемые условия для успешного учения:

  • определяет содержание в соответствии с поставленными целями;
  • применяет различные формы организации обучения;
  • использует многообразие методов, за счет которых содержание становится достоянием обучаемых.

Управление процессом обучения проходит определенные этапы в соответствии со структурой педагогического процесса:

  • планирование,
  • организация,
  • регулирование (стимулирование),
  • контроль,
  • оценка,
  • анализ результатов.

Этап планирования завершается составлением различных планов. Организация деятельности учащихся подразумевает постановку учебных задач и создание благоприятных условий для их реализации. При этом используются определенные приемы: инструктаж, распределение функций, создание алгоритма и другие. В современной дидактике прописаны правила постановки познавательных задач:

  • познавательная задача должна вытекать из предметного содержания для сохранения системы знаний и научной логики;
  • необходимо учитывать актуальный уровень развития и подготовки учащихся для создания реальных условий для выполнения задач;
  • задача должна содержать информацию, которая требуется для развития ума, воображения и творческих процессов;
  • для учащихся необходимо создать положительную мотивацию к обучению;
  • необходимо научить учащихся решать задачи, обучить их способам решения.

Преподавание предполагает регулирование и получение информации о ходе научения учащихся и степени эффективности приемов и методов обучения. Регулирование и корригирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечивается подбадриванием, воодушевлением и использованием системы отметок.

Завершающим этапом обучения является анализ результатов решения педагогической задачи. Анализ позволяет выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в процессе обучения.

Учение

Учение также имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность реализации учения обусловлена способностью человека регулировать свои действия в зависимости от поставленной цели. Цель учения заключается в познании, сборе и переработке информации об окружающем мире, выражающейся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

Важным компонентом учения являются мотивы. Мотивы учения - это побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебные действия или учебную деятельность в целом. Мотивы двигают ученика к овладению определенными знаниями и умениями. К учению школьника ряд различных мотивов, взаимодействующих друг с другом.

Все мотивы учения можно представить тремя группами:

  • непосредственно-побуждающие мотивы, которые основаны на положительных или отрицательных эмоциях;
  • перспективно-побуждающие мотивы, которые основаны на понимании важности знаний в общем и в частности учебных дисциплин;
  • интеллектуально-побуждающие мотивы, которые основаны на получении удовлетворения от реализации процесса познания.

Следующий компонент учения - учебные действия, которые совершаются в соответствии с целью. Они могут быть внешними и внутренними. К внешним относятся:

  • предметные действия (письмо, рисование, постановка опытов и т.п.),
  • перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание и т.п.),
  • символические действия, связанные с использованием речи.

К внутренним учебным действиям можно отнести:

  • мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация),
  • действия воображения (имерджентные),
  • действия мышления (интеллектуальные).

Важным структурным компонентом учения является контроль, оценка и анализ результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, осуществляющиеся учениками в процессе обучения формируются на основе наблюдения педагога. Формированию их способствует привлечение учащихся к наблюдению деятельности окружающих, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности по определенным критериям.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot