Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные компоненты содержания образования

Компоненты содержания образования

Содержание образования включает в себя ряд ключевых компонентов: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт взаимоотношений личности.

  1. Когнитивный опыт личности. Данный компонент включает систему знаний о природе, обществе, явлениях и фактах, технике, приемах работы, усвоение которых обеспечивает составление в сознании учащихся научной картины мира, вооружает их диалектическим подходом к познавательной и практической работе.
  2. Знания являются главным элементом содержания общего образования, без них невыполнимо ни одно целенаправленное действие. Именно в знаниях выражается обобщенный опыт человечества, накопленный в ходе социально-исторической развития. Они могут быть представлены в виде ключевых понятий и определений, отражающих как ежедневную реальность, так и научную сферу; законов и закономерностей, раскрывающих взаимосвязи и между различными объектами и действиями; концепций, имеющих целостную систему научных познаний о конкретном объекте; приемов научной работы и способов познания. Данные виды знаний различаются функциями обучения и используемыми технологиями.

  3. Опыт практической деятельности или реализация приемов работы. Знания о методах практической деятельности также относятся к содержательным компонентам образования и формируют базисную культуру личности. Человек не просто усваивает знания, но и затем применяет их в конкретной деятельности. Наружные (практические) и внутренние (интеллектуальные) умения и навыки могут быть как едиными для всех учебных предметов, так и специфическими, формирующимися и проявляющимися исключительно в масштабах конкретной предметной области.

    Таким образом, практический компонент содержания образования составляет систему интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой разных видов деятельности: познавательной, художественной, трудовой, социональной, ценностно-ориентационной, коммуникативной.

  1. Опыт творчества. Данный компонент содержания образования и базисной культуры личности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых задач, к креативному преобразованию действительности.
  2. Более конкретное проявление этого компонента отражается в следующем:

  • самостоятельное перенесение знаний и умений в новую ситуацию;
  • видение проблемы в знакомой ситуации;
  • видение текстуры объекта и его новой функции;
  • самостоятельное комбинирование известных методов работы в один новый;
  • нахождение всевозможных приемов решения трудности.

Черты творческой работы не всегда проявляются одинаково и одновременно, а могут сочетаться между собой и реализовываться с разной силой. В самом характере творчества заключена особенность содержания культуры личности, которая состоит в том, что для претворения в жизнь имеющихся знаний невозможно указать точную систему действий. Это во многом зависит от индивидуальных особенностей человека.

  • Опыт взаимоотношений личности. Этот компонент включает в себя систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых взаимоотношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.
  • Чувственная культура уникальна по своей сущности и является следствием общественного развития человека. Опыт взаимоотношений совместно со знаниями и умениями считается условием формирования системы ценностей, эталонов, и в целом мировоззрения личности.

    Компоненты содержания образования

    Все компоненты содержания образования и базисной культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможно воплотить, и любая деятельность, в том числе и творческая, осуществляется именно на их основе. А к каждому виду деятельности у человека складывается индивидуальное отношение, которое может проявляться в различных впечатлениях и эмоциях, как положительных, так и отрицательных. Это накладывает своеобразный отпечаток на взаимоотношения с людьми. Если человек, принимая во внимание нормы поведения, не выполняет их искренне, его невозможно считать воспитанным. Если он осведомлен о мировоззренческой идее, употребляет ее для обоснования каких-то явлений реальности, но не убежден в ее истинности, значит данная мысль не вызывает в нем чувственного отношения к делу и не является частью его личного мировоззрения, выступающего аспектом образованности и воспитанности.

    Предметные циклы содержания образования

    Длительное время общее образование понималось несколько упрощенно, рассматривалось лишь как предшествующая ступень профессионального образования, его база. Внедрение общеобразовательных предметов в специализированных учебных заведениях в концепции содержания образования не рассматривалось.

    Сегодня общее образование быть может представлено, с одной стороны, как сквозная линия всей системы непрерывного образования, а с другой - как общеобразовательная подготовка человека, предшествующая профессиональной.

    В последнем случае в содержание образования входят 3 ключевых цикла учебных предметов:

    • естественнонаучный,
    • гуманитарный,
    • трудовая и физическая подготовка.

    Естественно-научный предметный цикл (биология, физика, химия, математика) предоставляет познание ключевых закономерностей развития природы, методов и средств их применения на благо человека. А математика также вооружает учащихся формализованным языком выражения зависимостей в форме чертежей, графиков, формул. Это считается действующим средством становления закономерного мышления.

    Гуманитарные предметы (история, литература, обществознание, родной и иностранный языки) могут помочь понять законы социального развития, общественную природу самого человека. Особая роль в гуманитарном образовании принадлежит художественным дисциплинам: изобразительному искусству, музыке и пению, ритмике. Они сформировывают эстетические и нравственные чувства, приобщают к миру прекрасного, творчеству, красоте.

    Трудовое обучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности улучшают самочувствие, сформировывают умения и навыки, необходимые будущим труженикам и защитникам страны.

    Воспользуйся нейросетью от Автор24
    Не понимаешь, как писать работу?
    Попробовать ИИ
    Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
    Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
    Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot