Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся

Стадии учебно-познавательной деятельности

Для организации учебно-познавательной деятельности учащихся огромное значение имеет следующее положение: овладение изучаемым материалом, хоть и проходящее под руководством учителя, представляет собой типичный процесс автономного открытия воспитанником познаний, уже имеющихся в научной среде.

Учение требует определенного воспроизведения познаний, но лишь в сжатом виде, тех мыслительных и практических операций, какие когда-либо уже совершались в процессе научного исследования каких-либо предметов или явлений. С данной точки зрения, этот процесс включает три взаимосвязанные между собой стадии:

  • на первой стадии происходит восприятие, понимание и запоминание изучаемого материала, т. е. усвоение теоретических познаний.
  • на второй стадии проистекает выработка умений и навыков для использования познаний на практике, что требует организации особых тренировочных упражнений.
  • третья стадия связана с предстоящим возобновлением, углублением, и закреплением познаний по изучаемому материалу, а также совершенствованием практических умений и навыков.

Овладение учебным материалом – воплощение совершенного цикла учебно-познавательных действий: восприятие нового материала, его первичное и последующее понимание, запоминание, упражнение в использовании усвоенных знаний на практике и возобновление с целью углубления и наиболее прочного усвоения познаний, умений и навыков.

Восприятие нового материала

Усвоение нового материала начинается с восприятия изучаемого материала. Суть восприятия можно охарактеризовать так: учащиеся при помощи органов чувств воспринимают внешние особенности, характеристики и признаки изучаемых явлений и предметов.

Результатом восприятия является формирование представлений, составляющих низшую форму познаний. Представление – это сохранение в сознании учащегося внешних образов воспринятых им явлений и предметов.

Представления считаются низшей формой познания потому, что в них фиксируются лишь внешние характеристики явлений и предметов, но их суть не раскрывается.

В научном познании, так же, как и в обучении нужно раскрывать суть явлений и предметов. Еще в Древней Греции Аристотель писал, что научное познание коренным образом отличается от восприятия и представления. От восприятия тем, что его предмет - необходимое и всеобщее, а не случайное и единичное, а от представления тем, что его суждение всегда истинно.

Что же такое понимание как познавательное действие? В словаре русского языка сказано, что осознать что-либо – значит понять, раскрыть его смысл, значение.

Осмысление как познавательное действие – это мысленное понимание обстоятельств и следствий, которые заключены в изучаемых явлениях и предметах, выяснение сущности явлений и формирование на этой основе разных теоретических обобщений.

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся

Этот процесс включает в себя следующие мыслительные операции:

  • анализ воспринятых внешних признаков и свойств изучаемых явлений и предметов;
  • логическую сортировку свойств и признаков изучаемых явлений и предметов и выделение из них наиболее общих и существенных для всех подобного рода явлений и предметов;
  • мысленное понимание сущности изучаемых явлений и предметов и формулировка теоретических понятий и выводов;
  • проверку обоснованности и истинности выведенных теоретических понятий.

Запоминание изучаемого материала

Не следует думать, что овладение теоретическим материалом сводится лишь к его пониманию и формированию понятий. Часто случается, например, такое, что учащийся как будто все понимает, если на вопросы по изучаемой теме отвечает кто-то другой, но самостоятельно воспроизвести ее содержание не может. Следовательно, мало понимать изучаемый материал, его необходимо сохранять его в памяти, уметь свободно и логично воспроизводить.

Это обусловливает огромную значимость запоминания изучаемого материала. Возникает вопрос: что же означает знать изучаемый материал?

Знать изучаемый материал – означает уметь:

  • полностью и осознанно воссоздавать его;
  • воспроизводить его в сокращенном виде;
  • выделять в материале ключевые положения;
  • объяснять суть усвоенных выводов, правил и других теоретических обобщений;
  • доказывать справедливость и обоснованность теоретических положений;
  • отвечать на вопросы, прямые и косвенные по изученному материалу;
  • разделять материал на смысловые составляющие и составлять его план;
  • объяснять усвоенные абстрактные положения фактами и примерами;
  • письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;
  • устанавливать связь изучаемого материала с пройденным ранее;
  • использовать приобретенные познания на практике, то есть решать примеры и задачи, выполнять практические задания, составлять разные схемы;
  • переносить усвоенные познания на разъяснение других фактов и явлений;
  • отделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изучаемом материале, формулировать свое отношение к ним.

Обычно запоминание осуществляется методом возобновления изучаемого материала. Повторение может быть двух видов - функциональным и пассивным. Функциональное повторение заключается в том, что ученик самостоятельно, без восприятия впечатлений от внешнего мира, воссоздаёт в себе следы ранее воспринятых представлений. Пассивное повторение заключается в тои, учащийся снова воспринимает то, что уже воспринимал прежде. Функциональное повторение более эффективно, в отличие от пассивного, и способные ученики интуитивно предпочитают его: прочитав материал, они закрывают книгу и пытаются повторить его по памяти.

Самым лучшим методом запоминания материала считается его функциональное воспроизведение: пересказ про себя или вслух, составление плана прочитанного, устные ответы на вопросы учебника, письменное или устное составление тезисов. В таком случае, когда после осмысления нового учебного материала учащийся приступает к его усвоению, ему следует внимательно прочитать его по учебнику, отметив в нем основные мысли, а затем, воспользовавшись указанными выше приемами, приступить к его функциональному воссозданию.

Для успешного овладения изучаемым материалом большое значение имеют также его временные рамки.

С данной точки зрения выделяются концентрированное запоминание, выполняющееся сразу, и рассредоточенное запоминание, при котором усвоение нового материала проходит в несколько этапов и рассредоточивается во времени. При концентрированном запоминании знания переходят в кратковременную память и быстро забываются. При рассредоточенном запоминании познания переводятся в долговременную память. Вот почему в процессе обучения следует рекомендовать учащимся пользоваться приемами рассредоточенного запоминания.

Следующей стадией в процессе овладения новым материалом является организация упражнений по использованию познаний на практике и выработке соответственных умений и навыков. Большая значимость данной стадии обусловливается тем, что выработка практических умений и навыков способствует наиболее глубокому осмыслению нового материала, развитию творческих возможностей и сообразительности. На последнем этапе происходит обобщение и классификация материала для более прочного усовершенствования познаний, практических умений и навыков.

Эта стадия овладения новым материалом чрезвычайна сложна. На этой стадии овладение познаниями не сводится к одному познавательному акту, искомое не раскрывается сходу во всем своем многообразии, а требует от учащихся дальнейшей умственной и практической деятельности по более глубокому его усвоению.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot