Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коррекционно-педагогическая работа по развитию памяти у учеников младших классов с легкой умственной отсталостью

Особенности развития памяти у младших школьников с умственной отсталостью

Определение 1

Умственная отсталость – это отклонения от нормального психического развития, сопровождающиеся разной степени нарушениями интеллекта, волевой и эмоциональной сферы, познавательных способностей.

Умственная отсталость является значимым отклонением от нормального развития ребенка. Она приводит к возникновению особых образовательных потребностей и социальной дезадаптации.

Дети с умственной отсталостью обучаются по специальным коррекционным программам. Обучение включает не только познавательное развитие, но и коррекцию имеющихся отклонений. Она необходима, чтобы создать условия для полноценного освоения учебной программы, запоминания материала учащимися.

Рассмотрим особенности развития памяти у учащихся с умственной отсталостью:

  1. Малый объем запоминаемого материала. Учащиеся запоминают далеко не все. В сравнении с нормальными учащимися начальной школы, умственно отсталые дети запоминают в два-три раза меньше учебной информации.
  2. Сложности усвоения абстрактных понятий. Абстракция запоминается сложнее и в меньшем объеме, чем учебный материал, представленный в стандартной форме.
  3. Наглядный материал запоминается неточно и закрепляется в памяти ненадолго. Ребенку сложно точно воспроизвести увиденное, соблюсти последовательность и логику объектов и явлений.
  4. Преобладание непроизвольного запоминания. Запоминание учащихся начальной школы находится на уровне младшего дошкольника. Дети запоминают только то, что оказывается им интересным, привлекает их внимание, вызывает какие-то эмоции.
  5. Воспроизведение запомнившейся информации, как будто, закрепляется в памяти. Ребенок повторяет те же ошибки при повторном воспроизведении. Их исправление не приносит должного эффекта.
  6. Неспособность запоминания по команде. Нельзя требовать от учащегося запоминания чего-то. Это приводит к возбуждению, развитию страха, растерянности, что в итоге снижает концентрацию внимания и объем информации, подлежащей запоминанию.
  7. Простота запоминания информации, представленной в стихотворной форме. Ритм и рифма упрощают закрепление информации в памяти учащегося с умственной отсталостью.
  8. Слабость развития краткосрочного и долгосрочного словесного запоминания информации.
  9. Недоразвитость зрительной памяти. Это происходит из-за слабого развития визуального восприятия.
  10. Развитая опосредованная память. Это означает, что учащийся лучше запоминает информацию при соотнесении ее словесной и наглядных форм.
  11. Неразвитость смыслового запоминания. Ребенок не понимает необходимость запоминания чего-то, а также не владеет способами использования мнемических техник.
«Коррекционно-педагогическая работа по развитию памяти у учеников младших классов с легкой умственной отсталостью» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Все эти особенности развития памяти учащихся начальной школы с умственной отсталостью, свидетельствуют о необходимости применения специальных коррекционных программ, ориентированных на развитие основ запоминания учащихся.

Коррекционные программы строятся на основании предварительной диагностики уровня интеллектуального развития учащегося, функционирования его памяти и иных мыслительных операций.

Методические основы коррекционного обучения умственно отсталых детей по развитию памяти в начальной школе

Чтобы создать полноценные условия для обучения детей, формированию их познавательных процессов, необходимо уделить особое внимание развитию слуховой и зрительной памяти на начальном этапе коррекционного обучения.

Основными условиями развития памяти учащихся начальной школы являются:

  • Предварительное планирование коррекционной работы. Необходимо разработать четкую программу коррекционных мероприятий, ориентированных на развитие памяти учащихся начальной школы;
  • Проведение предварительного диагностирования уровня умственного развития учащихся, их познавательных способностей;
  • Разработка индивидуального коррекционного маршрута обучения для каждого умственно отсталого ребенка;
  • Комплексная коррекционная работа, основанная на взаимодействии специалистов разного профиля: педагоги, психологи, специалисты по вопросам умственной отсталости, а также родителями учащегося;
  • Использование такого учебного материала, который ориентирован не только и не столько на развитие памяти, сколько на мыслительные процессы и сенсорное восприятие учащегося;
  • Использование образовательных задач, ориентированных на активизацию зоны ближайшего развития ребенка;
  • Вариативность методов и форм коррекционного обучения, видов деятельности учащихся;
  • Акцентирование внимания на закрепление изученного материала;
  • Поэтапное обучение: переход от простого к сложному, для постепенного и устойчивого закрепления информации в памяти.

Чтобы коррекционное обучение привело к развитию навыков запоминания детьми с умственными нарушениями, требуется соблюдение определенной последовательности коррекционной работы:

  1. Работа по развитию процессов узнавания. Она основана на запоминании каких-то объектов, процессов по их наглядному представлению. Учащихся обучают узнаванию сначала отдельных объектов, затем их поиску в группе аналогичных. Дети учатся запоминать информацию, представленную в определенной последовательности, затем ее изменению и нахождению ошибок при неверном расположении объектов.
  2. Воспроизведение информации. Дети учатся постепенному воспроизведению информации, зафиксированной в памяти. Первоначально предлагается последовательное воспроизведение информации, а затем требуется развить основы воспроизведения данных в хаотичном порядке, изученных в разное время.
  3. Развитие избирательной памяти. Она связана с развитием запоминания не всей информации, а только ее части. Например, сущностных характеристик объекта, его функций и т.д.

Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти

Как правило, коррекционная работа по развитию памяти организуется в игровой форме.

В коррекционной работе могут быть использованы следующие упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти младших школьников:

  1. Игра «шапка-невидимка». Она основана на запоминании предметов, находящихся под шапкой и их повторении при ее опускании;
  2. Рисунок по образцу. Дается образец для запоминания, а затем ребенку требуется нарисовать рисунок;
  3. Запоминание слов попарно. Ребенку предлагают запомнить слова, которые даются в паре с другими. Одно из слов пары необходимо повторить;
  4. Восстановление пропущенного слова: дается несколько слов, которые читаются несколько раз. Затем, одно слово пропускается и ряд зачитывается снова. Учащимся необходимо назвать пропущенное слово;
  5. Запоминание нужных слов. Дается ряд слов разного значения. К запоминанию предлагаются только слова, относящиеся к определенной категории.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot