Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Гуманистическая педагогика Маслоу и Роджерса

Определение 1

Гуманистическая педагогика – это одно из направлений в педагогике, ориентированное на свободный выбор и учет индивидуальных возможностей и потребностей ребенка в воспитательно-образовательном процессе.

Общее представление о гуманистической педагогике

Истоки гуманистической педагоги уходят во времена Античности. Именно тогда впервые Сократом был рассмотрен вопрос об изменении процесса воспитания детей. Предлагаемая Сократом система воспитания, отличалась от существующей коренным образом. Во главу процесса воспитания ставилась личность воспитанника, ее свободное и разностороннее развитие, учет возможностей и потребностей. Постепенно мысль Сократа была взята многими учеными-педагогами за основу, она развивалась и совершенствовалась с течением времени. Основной упор ставился на гуманизацию образовательного процесса.

Гуманистическая педагогика в последнее время приобретает всё большую популярность, она обширно внедряется в образовательные учреждения.

Замечание 1

Цель гуманистической педагогики заключается в воспитании разносторонне развитой и самостоятельной личности.

Сущность гуманистической педагогики состоит в том, что во время воспитания и обучения ребенок является равноправным участником процесса, к его мнению прислушиваются и учитывают.

Педагог уважает права и свободы каждого ребенка. Не допускается насилие над личностью ребенка.

Во время воспитательно-образовательного процесса, каждый ребенок имеет определенную самостоятельность, которая проявляется в свободном выражении своих мыслей. Педагог не должен находиться «над» ребенком, он должен быть с ним «на одном уровне», помогать и содействовать его развитию.

Гуманистические идеи педагогики А. Маслоу

Гуманистические идеи педагогики А. Маслоу основаны на разработанной им теории личности.

«Гуманистическая педагогика Маслоу и Роджерса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Согласно теории А. Маслоу сущность личности каждого человека, заложенная в нем с рождения, находится как бы в «свернутом виде». Все жизненные проявления влияют на открытие и раскрытие личности человека, проявление его собственного «Я».

Формирование личности происходит под влиянием ряда мотивов, которые А. Маслоу представил в виде иерархической структуры. Человек с самого рождения начинает свою деятельность на основании потребностей представленных на самой первой ступени (физиологические потребности). С течением времени человек растет, развивается и, соответственно, растут его потребности, которые становятся все более высокого ранга (любовь, уважение, самоактуализация и т.д.). Самой высшей ступенью является самоактуализация.

Определение 2

Самоактуализация – это полное использование своих способностей, возможностей, талантов и т.д.

Гуманистическая идея педагогики А. Маслоу опирается на то, что в процессе воспитания необходимо в первую очередь помочь ребенку обнаружить то, что в нем заложено природой и развивать это, а не воспитывать ребенка по шаблону, делая из него стандартного человека.

Отрицательно на воспитании ребенка могут сказаться часто испытываемые им негативные чувства – страх, обида, унижение и т.п. Соответственно педагог должен создавать эмоционально комфортную атмосферу, наполненную добротой, уважением, любовью, понимание и т.п. по отношению к ребенку и его потребностям. Только при таком отношении, возможно, воспитать «самоактуализирующуюся» личность, которая будет самостоятельна и способна достичь высот в реализации своих жизненных взглядов и позиций.

Гуманистические идеи педагогики К. Роджерса

Большой вклад в развитие гуманистической идеи педагогики внес американский психолог К. Роджерс.

Подход К. Роджерса базировался на его психотерапевтической практике. Данный подход назывался «Терапия, ориентированная на клиента». Основой подхода является позиция, которая связана с рассмотрением и последующим решением проблем свободы, ценности и идеала личности человека.

К главным ценностям личности каждого человека К. Роджерс относил:

  • отказ от шаблонности и фасадности поведения;
  • отсутствие лицемерия;
  • защищенность собственного «Я» от внешнего воздействия;
  • отсутствие подгонки своего «Я» под чужое или общественное мнение;
  • нежелание соответствовать установленным стандартам и чужому ожиданию;
  • позитивное отношение к самому себе и полное принятие собственного «Я».

Обозначенные К. Роджерсом ценности, по его мнению, являются основой гуманистической личности, так как они конструктивны по своей природе. Процесс воспитания, основанный на гуманизме, направлен на развитие данных ценностей.

Аналогично А. Маслоу, К. Роджерс приходит к мысли, что выделенные им человеческие ценности (ресурсы), заложены в каждом с рождения. В результате роста и развития человека они либо развиваются, либо затухают. Вот именно здесь необходим правильный подход для развития ценностных процессов. Одним из наиболее оптимальных путей их развития К. Роджерс видел в гуманизации педагогического процесса.

Предположения и мысли К. Роджерса были доказаны им в процессе своей психологической практики. Ученый – психолог доказал, что в случае, когда в работе с пациентом создается положительная атмосфера, предусматривающая уважительное отношение к личности человека, то люди начинают осознавать свои недостатки и работают над их исправлением.

К. Роджерс показал эффективность реализации выделенных принципов и в обучении. Если они являются личностными установками учителя и находят воплощение в его педагогической деятельности, то способствуют формированию ученика как субъекта учения, ориентированного не на овладение суммой знаний, а на учение как непрерывный творческий процесс, который одновременно становится процессом его саморазвития.

Последующие исследования гуманистических идей педагогики привели к доказательству того, что теории К. Роджерса и А. Маслоу во многом сходятся, а именно «Ценностный процесс» связан с процессом «самоактуализации» в том, что каждый человек должен стремиться к их постижению.

К. Роджерс и А. Маслоу рассматривали свои теории (процессы) как основу развития самостоятельной и полноценной личности, воспитание которой возможно только в рамках гуманистической педагогики. Самостоятельное развитие данных процессов невозможно. Под воздействием окружающей среды, возможно, их искажение или блокировка. Именно поэтому оба ученых – психолога установили, что для полноценного развития самоактуализации и ценностных процессов, необходима организация педагогического процесса, основанного на идеях гуманизма.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot