Моделирование как средство развития экологических знаний в начальной школе
Моделирование – это метод экспериментальной и исследовательской деятельности, основанный на построении искусственных подобий объектов и ситуаций реального мира, параметры которых максимально соответствуют действительным.
Графическое моделирование – это процесс построения графического образа реального объекта. Такие объекты отражают визуальную реализацию процессов и объектов реального мира, которые достаточно сложно описать в текстовой форме представления, чтобы отразить их сущность и устройство, а также функциональное назначение.
Метод моделирование является наиболее актуальным приемом организации занятия по окружающему миру. Графические модели позволяют развить у младших школьников представление о приспособлении растений к различным условиям окружающего пространства, и адаптации их развития под климатические параметры конкретного региона. Применение метода актуально потому, что он позволяет рассмотреть процессы, которые в природе невозможно пронаблюдать в связи с тем, что они требуют больших временных затрат (развитие растений происходит длительный период времени) и дальних поездок (изучаемые растения могут произрастать в отдаленных от города местах). Графические модели позволяют исследовать биологические параметры развития живых организмов, находясь в учебном классе, не требуя для этого проведения экспериментов, которые могут нанести вред развитию того или иного растения.
Кроме того, следует отметить, что метод моделирование оказывает еще и положительный эффект на общее развитие младшего школьника. Данные метод способствует:
- Развитию познавательной активности ребенка.
- Самостоятельному поиску информации об устройстве окружающего мира.
- Освоению способов ухода за растениями и животными в природной среде.
- Развитию знаний о жизнедеятельности природных объектов, их структурного строения и адаптации к условиям среды.
- Упрощению структурного строения моделируемого объекта, по сравнению с оригиналом, что открывает возможности познания существенных признаков и факторов развития объекта.
- Развитию сообразительности и любознательности.
- Пониманию связей и отношений в окружающем пространстве.
- Развитию психических процессов деятельности организма.
Графические модели, используемые в начальной школе на различных учебных дисциплинах, способствуют, прежде всего, развитию навыков учения. Ребенок учится сам создавать модели, чтобы познать признаки природных и иных объектов, дать им наглядное представление.
Этапы графического моделирования на занятиях по окружающему миру
Построение графических моделей на занятиях по «Окружающему миру», ориентированном на исследование динамики жизнедеятельности того или иного растения и изучение способов его адаптации к условиям среды, происходит поэтапно:
- Подготовка к моделированию. Сначала, педагогу необходимо определиться с тем, каким образом можно применить метод графического моделирования для познания процессов адаптации растения к условиям среды. Необходимо выбрать конкретное растение, которое необходимо смоделировать, рассчитать время построения модели и оценить возможности данного метода для эффективного исследования природных процессов.
- Основная работа по моделированию. Педагог озвучивает цель занятия и мотивирует учащихся к работе. Сначала необходимо изучить теоретическую информацию, касающуюся признаков и параметров развития конкретного растения, выделить существенные моменты в его развитии, которые требуется отразить в модели, а далее перевести эту информацию в графическое воплощение. Педагог должен помочь учащимся в ее построении, акцентируя внимание на существенных признаках. Далее происходит практическое использование графической модели: рассматриваются ее возможности в изучении конкретных параметров развития растения, его динамики, условий адаптации. При необходимости, в модель можно внести изменения, немного перестроить ее.
- Заключительный этап. на нем происходит подведение итого и делаются выводы, касающиеся проводимого исследования и параметров модели: максимально ли она отвечала реальным параметрам объекта, было ли эффективным ее применение.
Создание календаря наблюдения за природой
В качестве графической модели, ориентированной на познание процессов развития растений и их адаптации к условиям среды, может быть использован календарь наблюдения за природными процессами.
По своему структурному строению, календарь имеет несколько страниц, которые выступают графическими моделями состояния определенного сезона года и развития растения. В нем отражается реалистичное отображение растений вместе со специальными символами, отражающими отдельные явления и признаки развития растения.
На странице календаря отображаются следующие графы:
- Временной период изучения. Это может быть год, разделенный на сезоны или отдельный сезон.
- Явления неживой природы. Сюда входят климатические параметры, наблюдаемые во время исследования растения.
- Природный объект т. е. растение, за которым ведется наблюдение. Оно изображается в виде рисунка земляного покрова и вида, изучаемого растения.
В календаре имеется специальная страница, на которой отображены значки и символы для заполнения основной страницы/страниц календаря. Отдельным цветом обозначаются дни недели или месяца наблюдений, специальными значками отображаются погодные условия и состояние растения в этот период.
Также, в календаре может быть использована отдельная страница, на которой делаются выводы, по проведенным наблюдениям, пояснения и подводятся итоги.
Таким образом, календарь заполняется детьми в течение определенного временного периода. Его заполнение и есть процесс моделирования. Дети самостоятельно заполняют графы календаря, рисуя погодные явления, закрашивая конкретный временной период и отображая рисунком состояние растения в это время.