Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Графические модели как средство формирования у младших школьников знаний о приспособлении растений к условиям среды

Моделирование как средство развития экологических знаний в начальной школе

Определение 1

Моделирование – это метод экспериментальной и исследовательской деятельности, основанный на построении искусственных подобий объектов и ситуаций реального мира, параметры которых максимально соответствуют действительным.

Графическое моделирование – это процесс построения графического образа реального объекта. Такие объекты отражают визуальную реализацию процессов и объектов реального мира, которые достаточно сложно описать в текстовой форме представления, чтобы отразить их сущность и устройство, а также функциональное назначение.

Метод моделирование является наиболее актуальным приемом организации занятия по окружающему миру. Графические модели позволяют развить у младших школьников представление о приспособлении растений к различным условиям окружающего пространства, и адаптации их развития под климатические параметры конкретного региона. Применение метода актуально потому, что он позволяет рассмотреть процессы, которые в природе невозможно пронаблюдать в связи с тем, что они требуют больших временных затрат (развитие растений происходит длительный период времени) и дальних поездок (изучаемые растения могут произрастать в отдаленных от города местах). Графические модели позволяют исследовать биологические параметры развития живых организмов, находясь в учебном классе, не требуя для этого проведения экспериментов, которые могут нанести вред развитию того или иного растения.

Кроме того, следует отметить, что метод моделирование оказывает еще и положительный эффект на общее развитие младшего школьника. Данные метод способствует:

  1. Развитию познавательной активности ребенка.
  2. Самостоятельному поиску информации об устройстве окружающего мира.
  3. Освоению способов ухода за растениями и животными в природной среде.
  4. Развитию знаний о жизнедеятельности природных объектов, их структурного строения и адаптации к условиям среды.
  5. Упрощению структурного строения моделируемого объекта, по сравнению с оригиналом, что открывает возможности познания существенных признаков и факторов развития объекта.
  6. Развитию сообразительности и любознательности.
  7. Пониманию связей и отношений в окружающем пространстве.
  8. Развитию психических процессов деятельности организма.

Графические модели, используемые в начальной школе на различных учебных дисциплинах, способствуют, прежде всего, развитию навыков учения. Ребенок учится сам создавать модели, чтобы познать признаки природных и иных объектов, дать им наглядное представление.

«Графические модели как средство формирования у младших школьников знаний о приспособлении растений к условиям среды» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Этапы графического моделирования на занятиях по окружающему миру

Построение графических моделей на занятиях по «Окружающему миру», ориентированном на исследование динамики жизнедеятельности того или иного растения и изучение способов его адаптации к условиям среды, происходит поэтапно:

  1. Подготовка к моделированию. Сначала, педагогу необходимо определиться с тем, каким образом можно применить метод графического моделирования для познания процессов адаптации растения к условиям среды. Необходимо выбрать конкретное растение, которое необходимо смоделировать, рассчитать время построения модели и оценить возможности данного метода для эффективного исследования природных процессов.
  2. Основная работа по моделированию. Педагог озвучивает цель занятия и мотивирует учащихся к работе. Сначала необходимо изучить теоретическую информацию, касающуюся признаков и параметров развития конкретного растения, выделить существенные моменты в его развитии, которые требуется отразить в модели, а далее перевести эту информацию в графическое воплощение. Педагог должен помочь учащимся в ее построении, акцентируя внимание на существенных признаках. Далее происходит практическое использование графической модели: рассматриваются ее возможности в изучении конкретных параметров развития растения, его динамики, условий адаптации. При необходимости, в модель можно внести изменения, немного перестроить ее.
  3. Заключительный этап. на нем происходит подведение итого и делаются выводы, касающиеся проводимого исследования и параметров модели: максимально ли она отвечала реальным параметрам объекта, было ли эффективным ее применение.

Создание календаря наблюдения за природой

В качестве графической модели, ориентированной на познание процессов развития растений и их адаптации к условиям среды, может быть использован календарь наблюдения за природными процессами.

По своему структурному строению, календарь имеет несколько страниц, которые выступают графическими моделями состояния определенного сезона года и развития растения. В нем отражается реалистичное отображение растений вместе со специальными символами, отражающими отдельные явления и признаки развития растения.

На странице календаря отображаются следующие графы:

  • Временной период изучения. Это может быть год, разделенный на сезоны или отдельный сезон.
  • Явления неживой природы. Сюда входят климатические параметры, наблюдаемые во время исследования растения.
  • Природный объект т. е. растение, за которым ведется наблюдение. Оно изображается в виде рисунка земляного покрова и вида, изучаемого растения.

В календаре имеется специальная страница, на которой отображены значки и символы для заполнения основной страницы/страниц календаря. Отдельным цветом обозначаются дни недели или месяца наблюдений, специальными значками отображаются погодные условия и состояние растения в этот период.

Также, в календаре может быть использована отдельная страница, на которой делаются выводы, по проведенным наблюдениям, пояснения и подводятся итоги.

Таким образом, календарь заполняется детьми в течение определенного временного периода. Его заполнение и есть процесс моделирования. Дети самостоятельно заполняют графы календаря, рисуя погодные явления, закрашивая конкретный временной период и отображая рисунком состояние растения в это время.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot