Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Деятельностная форма представления компетенций как структурная основа построения образовательных стандартов

Применение деятельностных компетенций в условиях ФГОС

Федеральные государственные стандарты построения образовательных программ определяют перечень требований к разработке современных образовательных программ и итогам их практической реализации. Эти требования обуславливаются тенденциями текущего этапа общественного развития, требующего смещение акцента с репродуктивного овладения предметными знаниями и навыками к креативным способам применения знаний и умений для решения разнообразных задач, проблемных ситуаций и вопросов. Такой переход связан с выявлением недостатка опыта и знаний в области деятельности в нестандартных ситуациях, способности к проведению анализа деятельности, интерпретации данных, умения сделать грамотный и верный вывод в определенном направлении деятельности, составления прогнозов реализации тех или иных планов, проектов, мероприятий.

При проведении исследований в области эффективности организации программ российского образования были выявлены более низкие результаты наших учащихся, по сравнению с учащимися развитых европейских стран, в выполнении заданий, основанных на использовании научных методов наблюдения, группировки, проведения сравнительного анализа, постановки гипотез и делания выводов, планирования деятельности, проведения экспериментов, проявления своих способностей в нестандартной ситуации.

Проведенные исследования и их показатели обосновали установление новых требований ФГОС в отношении усвоения образовательных программ. Предполагается, что на этапе обучения в начальной школе у учащихся должны быть сформированы навыки не только в предметной области, но и универсальных действий, требуемые для образования на последующих этапах, а также развитие навыков самостоятельной деятельности, самоорганизации в решении задач обучения, достижение индивидуального прогресса в приоритетных областях личностного развития.

Замечание 1

На сегодняшний день, качество образования характеризуется уровнем освоения специфических, метапредметных знаний, отождествляемых с самоопределением, самореализацией личности, усвоением знаний не для их запаса, а для применения в конкретной деятельности в будущем, их реализации в определенных жизненных условиях, обстоятельствах, процессах и ситуациях.

«Деятельностная форма представления компетенций как структурная основа построения образовательных стандартов » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Современные тенденции общественного развития приводят к тому, что объемы знаний и обладание ими не является показателем качества и эффективности образования. Важное значение приобретает получение навыков грамотного поиска и применения информационных источников. Иными словами, не обязательно обладать большим объемом информации, а уметь ее добывать в нужное время и в нужном количестве, преобразовывать или создавать новую информацию.

В образовательной системе происходит смещение упора с получения большого объема знаний на освоения способов взаимодействия с миром. Поэтому, требуется изменить и характер учебного процесса, и приемы его организации, и методы деятельности обучающихся. Это обуславливает развитие деятельностного подхода в образовательной сфере и развития деятельностных компетенций у учащихся.

Деятельностные компетенции представляют собой способности рациональной и качественной организации и интеграции учащимися своих внутренних и внешних источников, применяемых для принятия конкретных решений и достижения поставленных целей и задач в обучении.

Применение деятельностного подхода для организации учебных занятий позволяет сформировать у учащихся основные деятельностные компетенции:

  1. Способности и готовности к разрешению проблемных ситуаций.
  2. Навыки самообразования и саморазвития.
  3. Умение применять информационные ресурсы.
  4. Быть готовыми к социальному взаимодействию и овладеть его способами.
  5. Развить коммуникативную компетентность – навыки извлечения нужной и полезной информации из диалога, способности к выражению и отстаиванию своей точки зрения. Развитие коммуникативной компетенции предполагает организацию на уроках различного вида работы: индивидуальной, парной, групповой, применение ролевых и деловых игр, использование исследовательских проектов, творческих аспектов деятельности, освоение способов применения различных информационных ресурсов.

Деятельностный метод обучения и принципы его организации

Деятельностный метод обучения предполагает организовывать учебный процесс таким образом, чтобы развивать у ребенка навыки самостоятельной деятельности, ее активного проявления, развитие инициативности в обучении, проявления познавательной активности, с целью обеспечения гармоничного и разностороннего личностного развития.

Деятельностный метод обучения основывается на системе дидактических принципов, обеспечивающих его продуктивное применение. К ним относятся:

  1. Принцип деятельности – основывается на поиске знаний не в готовом виде, а посредством реализации определенных действий т.е. поиска источников информации, осознание ее содержания, выборе оптимальных путей разрешения той или иной проблемы, выборе форм реализации своей учебной работы.
  2. Принцип непрерывности –преемственность между всеми стадиями учебного процесса, охватывающая методики, техники, содержание образовательных программ, учитывающих возрастные особенности развития обучающихся.
  3. Принцип психологической комфортности – учебно-воспитательный процесс должен проходить в условиях максимальной психологической комфортности, построения положительных коммуникативных связей и отношений.
  4. Принцип целостности – в процессе обучения у учащихся должна быть сформирована целостная картина мира, социального, образовательного пространства.
  5. Принцип вариативности – навыки рассмотрения, анализа и выбора вариантов при принятии того или иного решения, либо разрешения определенной задачи.
  6. Принцип минимакса – основывается на возможности освоения образовательной программы на уровне своих максимальных способностей с минимальным социальным риском т.е. установленным государственным стандартом овладения знаний и навыков.
  7. Принцип творческого начала – акцент на развитии творческого потенциала, способностей к применению креативных способов мышления и деятельности, нестандартных подходов в организации образовательного процесса.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot