Авторитет педагога
В буквальном смысле понятие авторитета представляет собой общее признание человека и включает в себя целый комплекс личностных свойств и качеств – поддержку идей и деятельности группой, проявление уважения к человеку, доверия, вера в его интеллектуальные, нравственно-волевые качества.
Истинный авторитет учителя выражается в отношении учеников к педагогу, данное отношение способствует успешному совместному участию в улучшении жизни.
Ложный авторитет характеризуется таким отношением учащихся к учителю, которое служит побудителем пассивности, потребления готового опыта. Основой ложного авторитета становится стремление педагога добиться послушания воспитанников.
Основными видами ложного авторитета являются:
- авторитет подавления – систематически демонстрируется превосходство в правах, использование окриков, наказаний или высмеиваний за не совсем удачный ответ или выполненное упражнение, следствием является появление безотчётного страха;
- авторитет расстояния – удержание учеников на дистанции, наличие только официальных контактов, недоступность педагога, создание привилегий для себя;
- авторитет педантизма – наличие у педагога целой системы условностей, традиций, которые мелочны и никому не нужны, частые придирки в отношении учеников, следствием является потеря уверенности ребёнка в своих силах, грубое нарушение дисциплины на уроке, либо наоборот, скованность и напряжённость;
- авторитет резонерства – постоянное поучение воспитанников, использование нотаций в качестве главного средства воспитания, характерно быстрое привыкание учеников, следствием является реакция раздражения или посмеивание над потоком нравоучений;
- авторитет мнимой доброты – попустительство в надежде на послушание, внимание, любовь учащихся, результатом является игнорирование указаний.
Авторитарность педагога
Авторитарность педагога проявляется при использовании ими авторитарного стиля общения с детьми. В этом случае педагогом практикуется использование запретов, ограничений, отрицательных оценок, строгости и наказаний, ярко выражены установки и избирательность к детям. Следствием используемых в профессиональной деятельности авторитарного педагога средств является конфликтность, недоброжелательность в межличностных отношениях детей.
Авторитарность педагога возникает вследствие недостаточности развития психологической культуры и стремления обеспечить ускоренное развитие детей без учёта их индивидуальных особенностей. Использование авторитарных приёмов воздействия осуществляется в соответствии с благими побуждениями – педагогам присуще убеждение, что ломка детей и достижение ими максимального результата именно сейчас приведут к достижению желаемых целей.
Авторитарность педагога ведёт к появлению у ребёнка чувства незащищённости, повышается тревожность, напряжённость, возникает неуверенность в своих силах. Педагогами недооценивается часто наличие инициативности и самостоятельности у детей, происходит преувеличение недисциплинированности, лени, безответственности.
Условия формирования истинного авторитета учителя
Основными условиями, способствующими формированию истинного авторитета педагога, являются:
- правильность выбора педагогической профессии;
- высокий уровень педагогического мастерства в процессе обучения и самовоспитания, самообразования.