Общая характеристика корпоративной социальной ответственности
В настоящее время в научной литературе не сложилось единого подхода к определению и трактовке термина «корпоративная социальная ответственность» (сокращенно – КСО). Одни ученые рассматривают ее с точки зрения соблюдение юридических норм, другие – отождествляют с ответственностью этического толка.
Так или иначе, КСО вбирает в себя всю совокупность обязательств, принимаемых на себя бизнес-сообществом, за результаты деятельности компаний и ее последствия. Подобная ответственность принимается перед заинтересованными лицами, так называемыми стейкхолдерами. Все они по отношению к компании делятся на внешних и внутренних. Соответственно, и КСО подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Основными направлениями реализации КСО считаются:
- персонал компании;
- местные сообщества и общество в целом;
- окружающая среда и среда обитания.
В основе социальной ответственности компании всегда лежит осознание бизнесом своего влияние на внешнюю среду и ее воздействия на деятельность компании.
Пирамида иерархии корпоративной социальной ответственности
В настоящее время наиболее распространенным и общепринятым за рубежом подходом к иерархической структуризации корпоративной социальной ответственности считается пирамидальная структура А. Кэрролла, в соответствии с которой социальная ответственность бизнеса может осуществляться на четырех уровнях. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим каждый из уровней более подробно.
Рисунок 1. Пирамида социальной ответственности бизнеса А. Кэрролла. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первым и самым низшим уровнем социальной ответственности любой компании считается ответственность экономического толка. Ее сущность непосредственно отождествляется с извлечением прибыли, а также удовлетворением потребностей рынка. Иначе говоря, компания – ответственный производитель – посредством эффективного удовлетворения потребностей своих клиентов создает возможности для получения и наращивания прибыли от своей производственно-сбытовой деятельность.
Экономическая ответственность считается базисом и фундаментальной основой всей системы КСО. Вслед за ней идут уровни социальной ответственности более высшего порядка.
Вторым основополагающим уровнем корпоративной социальной ответственности считается ответственность правовая. Она предполагает необходимость соблюдения норм и требований действующего законодательства, включая практику построения договорных отношений с контрагентами. На данном уровне компания и вся ее деятельность должны соответствовать ожиданиям общества, находящим свое отражение в соответствующих правовых нормах.
Вслед за правовой ответственностью следует ответственность этическая. В ее основе лежит соответствие общественным ожиданиям, не нашедшим своего закрепления в правовых нормах, но, в то же время, основанных на существующих моральных нормах и ценностях общества. Проще говоря, корпоративная этическая ответственность может быть определена в качестве следования этическим нормам и правилам бизнес-практики.
Наконец, четвертым (высшим) уровнем КСО является ответственность филантропическая или как ее еще принято называть – дискреционная. Она основана на добровольном участии бизнеса в поддержании и развитии общественного благосостояния посредством добровольного участия в реализации социальных программ. Ее основным инструментом считается благотворительность, когда компании безвозмездно жертвуют денежные средства на поддержку тяжелобольных детей, инвалидов и иных социально незащищенных слоев населения.
Достижение и развитие филантропической ответственности выступает вершиной пирамида А. Кэрролла и свидетельствует об искренности намерений бизнеса в отношении развития своей социальной ответственности.
Данный подход к иерархической структуризации КСО не является единственным, однако в наивысшей степени отражает подход зарубежных авторов. В России сложилась своя система градации социальной ответственности бизнеса. Рассмотрим ее более подробно.
Отечественный подход к градации уровней корпоративной социальной ответственности
В российской практике корпоративную социальную ответственность принято рассматривать с позиции двуединого подхода. Определяющими критериями для ее градации выступают:
- обязательная и добровольная составляющие;
- требования и ожидания общества.
На основе вышеописанных критериев выделяются три уровня иерархии КСО – базовый, продвинутый, высший. В общем виде они представлены на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 2. Российская модель иерархии КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Базовый уровень социальной ответственности российских компаний основан на неукоснительном выполнении требований, норм и предписаний действующего законодательства, а также соблюдении существующих стандартов качества. Он предполагает добросовестное выполнение бизнесом своих прямых обязательств.
Продвинутый уровень социальной ответственности предполагает реализацию КСО исключительно ради собственной выгоды. Его основой считаются инвестиции в развитие партнерских отношений внутри компании и рост человеческого капитала. Основным объектом КСО на данном уровне выступают сотрудники корпорации.
Третьим, высшим уровнем социальной ответственности является бескорыстная КСО, не преследующая какой-либо выгоды. На данном уровне свое развитие получают спонсорство, благотворительность и филантропия. Также сюда включается содействие бизнеса развитию местных сообществ и поддержанию среды их обитания.
Согласно представленной модели базовый уровень опирается на соблюдение требований общества и является обязательной составляющей. Два последующих уровня носят добровольный характер и предопределены стремлением бизнеса к удовлетворению ожиданий общества.
Чем выше уровень социальной ответственности, тем ниже степень внешнего принуждения и выше ориентация на ожидания общества. Именно на этих уровнях (продвинутом и высшем) проявляется добровольный вклад бизнеса в обеспечение устойчивости социально-экономических институтов.