Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Уровни корпоративной социальной ответственности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Уровни корпоративной социальной ответственности

Общая характеристика корпоративной социальной ответственности

В настоящее время в научной литературе не сложилось единого подхода к определению и трактовке термина «корпоративная социальная ответственность» (сокращенно – КСО). Одни ученые рассматривают ее с точки зрения соблюдение юридических норм, другие – отождествляют с ответственностью этического толка.

Так или иначе, КСО вбирает в себя всю совокупность обязательств, принимаемых на себя бизнес-сообществом, за результаты деятельности компаний и ее последствия. Подобная ответственность принимается перед заинтересованными лицами, так называемыми стейкхолдерами. Все они по отношению к компании делятся на внешних и внутренних. Соответственно, и КСО подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Основными направлениями реализации КСО считаются:

  • персонал компании;
  • местные сообщества и общество в целом;
  • окружающая среда и среда обитания.
Замечание 1

В основе социальной ответственности компании всегда лежит осознание бизнесом своего влияние на внешнюю среду и ее воздействия на деятельность компании.

Пирамида иерархии корпоративной социальной ответственности

В настоящее время наиболее распространенным и общепринятым за рубежом подходом к иерархической структуризации корпоративной социальной ответственности считается пирамидальная структура А. Кэрролла, в соответствии с которой социальная ответственность бизнеса может осуществляться на четырех уровнях. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим каждый из уровней более подробно.

Пирамида социальной ответственности бизнеса А. Кэрролла. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Пирамида социальной ответственности бизнеса А. Кэрролла. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первым и самым низшим уровнем социальной ответственности любой компании считается ответственность экономического толка. Ее сущность непосредственно отождествляется с извлечением прибыли, а также удовлетворением потребностей рынка. Иначе говоря, компания – ответственный производитель – посредством эффективного удовлетворения потребностей своих клиентов создает возможности для получения и наращивания прибыли от своей производственно-сбытовой деятельность.

Замечание 2

Экономическая ответственность считается базисом и фундаментальной основой всей системы КСО. Вслед за ней идут уровни социальной ответственности более высшего порядка.

Вторым основополагающим уровнем корпоративной социальной ответственности считается ответственность правовая. Она предполагает необходимость соблюдения норм и требований действующего законодательства, включая практику построения договорных отношений с контрагентами. На данном уровне компания и вся ее деятельность должны соответствовать ожиданиям общества, находящим свое отражение в соответствующих правовых нормах.

Вслед за правовой ответственностью следует ответственность этическая. В ее основе лежит соответствие общественным ожиданиям, не нашедшим своего закрепления в правовых нормах, но, в то же время, основанных на существующих моральных нормах и ценностях общества. Проще говоря, корпоративная этическая ответственность может быть определена в качестве следования этическим нормам и правилам бизнес-практики.

Наконец, четвертым (высшим) уровнем КСО является ответственность филантропическая или как ее еще принято называть – дискреционная. Она основана на добровольном участии бизнеса в поддержании и развитии общественного благосостояния посредством добровольного участия в реализации социальных программ. Ее основным инструментом считается благотворительность, когда компании безвозмездно жертвуют денежные средства на поддержку тяжелобольных детей, инвалидов и иных социально незащищенных слоев населения.

Достижение и развитие филантропической ответственности выступает вершиной пирамида А. Кэрролла и свидетельствует об искренности намерений бизнеса в отношении развития своей социальной ответственности.

Данный подход к иерархической структуризации КСО не является единственным, однако в наивысшей степени отражает подход зарубежных авторов. В России сложилась своя система градации социальной ответственности бизнеса. Рассмотрим ее более подробно.

Отечественный подход к градации уровней корпоративной социальной ответственности

В российской практике корпоративную социальную ответственность принято рассматривать с позиции двуединого подхода. Определяющими критериями для ее градации выступают:

  • обязательная и добровольная составляющие;
  • требования и ожидания общества.

На основе вышеописанных критериев выделяются три уровня иерархии КСО – базовый, продвинутый, высший. В общем виде они представлены на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно.

Российская модель иерархии КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Российская модель иерархии КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Базовый уровень социальной ответственности российских компаний основан на неукоснительном выполнении требований, норм и предписаний действующего законодательства, а также соблюдении существующих стандартов качества. Он предполагает добросовестное выполнение бизнесом своих прямых обязательств.

Продвинутый уровень социальной ответственности предполагает реализацию КСО исключительно ради собственной выгоды. Его основой считаются инвестиции в развитие партнерских отношений внутри компании и рост человеческого капитала. Основным объектом КСО на данном уровне выступают сотрудники корпорации.

Третьим, высшим уровнем социальной ответственности является бескорыстная КСО, не преследующая какой-либо выгоды. На данном уровне свое развитие получают спонсорство, благотворительность и филантропия. Также сюда включается содействие бизнеса развитию местных сообществ и поддержанию среды их обитания.

Замечание 3

Согласно представленной модели базовый уровень опирается на соблюдение требований общества и является обязательной составляющей. Два последующих уровня носят добровольный характер и предопределены стремлением бизнеса к удовлетворению ожиданий общества.

Чем выше уровень социальной ответственности, тем ниже степень внешнего принуждения и выше ориентация на ожидания общества. Именно на этих уровнях (продвинутом и высшем) проявляется добровольный вклад бизнеса в обеспечение устойчивости социально-экономических институтов.

Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24