Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Корпоративная социальная ответственность в России

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Корпоративная социальная ответственность в России

Предпосылки развития корпоративной социальной ответственности в России

Особенности развития КСО в России были обусловлены множеством специфических факторов. В общем виде они представлены на рисунке 1.

Факторы развития КСО в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Факторы развития КСО в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Вся их совокупность также делится на несколько базовых групп.

Первая группа связана с историко-географическими особенностями развития страны. Вторая группа обусловлена особенностями национального менталитета и традициями корпоративного управления. Третья группа определяется социально-политической обстановкой в стране.

Несмотря на то, что первые социальные направления в деятельности предпринимателей в России появились еще в конце XIX века, свое становление КСО получила лишь в 90-х гг. ХХ века, одновременно с переходом страны от социалистической модели к рыночной экономике. Рассмотрим основные особенности ее развития более подробно.

Эволюция развития корпоративной социальной ответственности в России

В дореволюционную эпоху социальная направленность предпринимательства была тесно связана с реализацией филантропических и благотворительных проектов, таких как возведение жилья для рабочих, строительство больниц и школ и т.п.

В послереволюционный период филантропических традиции потеряли свою актуальность, однако позднее, во времена социализма, в СССР была утверждена идея предприятия как социального гаранта, который, обладая собственной социальной инфраструктурой, призван выполнять обширный перечень социальных функций. Объем и качество социальных услуг, оказываемых бизнесом, определялось его величиной и местом в ведомственной иерархии.

Вместе с распадом Советского Союза и переходом страны к рыночной экономике социальная политика российских предприятий была кардинально пересмотрена. Наиболее значимые изменения коснулись социальной инфраструктуры. Основными этапами ее трансформации стали:

  • этап сокращения;
  • этап стабилизации;
  • этап оптимизации.

Первый этап, длившийся в течение первой половины 1990-х гг. был ознаменован сокращением социальной инфраструктуры предпринимательства. В этот период руководство предприятий различных форм собственности активно отказывалось от реализации социальных программ с целью избавления от непрофильных активов.

Большая часть бизнеса в целях своего выживания была вынуждена временно сократить свои расходы, не сулящие прибыли в краткосрочной перспективе. В итоге за десятилетие реформ порядка 2/3 всех социальных объектов, принадлежащих бизнесу, было передано муниципальным властям. Сам же этот процесс протекал стихийно и никем не контролировался.

На втором этапе (1998-2000 гг.), одновременно с выходом страны из кризиса и постепенным улучшением финансового положения предприятий, отказ от развития социальной сферы и реализации социально значимых инициатив перестал рассматриваться бизнесом как необходимое условие его выживания. В результате произошла стабилизация социальной ответственности и ее сопутствующей инфраструктуры.

Сам подход к реализации социально значимых инициатив, строительству и обслуживанию социальных объектов стал иным: помимо текущих доходов бизнес стал принимать во внимание и иные выгоды от их содержания. Как следствие, сокращение социальной инфраструктуры и снижение социальной ответственности приостановились.

Третий этап развития КСО стал переходом бизнеса от выживания к стратегическому развитию. Начиная с 2000-х гг. и по настоящее время социальная ответственность бизнеса активно развивается. Основным трендом выступает ее повышение.

Как показывает практика, сегодня многие компании, особенно крупные, уже осознали необходимость проведения системной социальной политики. Рассмотрим же основные особенности социальной ответственности бизнеса в современной России более подробно.

Особенности и черты корпоративной социальной ответственности в России

Для современной России характерно постепенное развитие сферы корпоративного управления, неотъемлемой частью которого выступает социальная ответственность бизнеса перед внешними и внутренними стейкхолдерами. Ее основными тенденциями выступают:

  • передовая роль корпоративного сектора в развитии КСО в России;
  • переход от свободных форм отчетности к отчетам, ориентированным на международные стандарты, а также их заверение внешними аудиторами;
  • повышение роли устойчивого развития как основы КСО.
Замечание 1

Как показывает практика, социальная ответственность по-прежнему остается скорее требованием инвесторов и общества, нежели самостоятельной инициативой бизнеса. В большинстве случаев основным направлениям ее реализации выступают персонал с одной стороны, общество и окружающая среда – с другой.

В то же время наблюдается сильная зависимость КСО, особенно внешней, от специфики деятельности бизнеса. Так, например, для добывающих компаний характерна ориентация на защиту окружающей среды и поддержку местной инфраструктуры в регионах присутствия. Для телекоммуникационного сектора первоочередным считается спонсорство, благотворительность и ресурсосбережение.

В целом же развитие социальной ответственности бизнеса в условиях российской действительности происходит довольно медленно и существенно отстает от развитой передовой практики стран запада. Основные причины подобного отставания представлены на рисунке 2.

Причины медленного развития КСО в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Причины медленного развития КСО в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В российской практике на законодательном уровне понятие «КСО» четко не определено и не регламентировано, в результате чего в бизнесе возникает недопонимание, какой именно бизнес следует считать социально-ответственным. Социально-ответственная деятельность российских компании не регулируется государством, что с одной стороны предоставляет им полную свободу действий, а с другой – оставляет реализацию КСО бесконтрольной.

Ограничивает возможности развития КСО и высокая степень коррумпированности государственных структур. Кроме того, нередки случаи нарушения законодательства в среде предпринимательства (использование нелегального труда, неофициальная заработная плата, сокрытие реальных доходов и пр.).

Вдобавок ко всему прочему, КСО неизменно требует серьезных финансовых вложений со стороны бизнеса, осуществлять которые на постоянной основе может позволить себе далеко не каждая компания.

comments powered by HyperComments