Сущность корпоративной социальной ответственности
Корпоративная социальная ответственность (КСО) получила активное развитие в середине ХХ века. С тех пор внимание бизнеса и общественности к ней непрерывно растет, а ученые разрабатывают все новые теории ее построения и организации. Тем не менее, единства подходов к определению сущности данного термина не существует до сих пор.
В соответствии с наиболее распространенной трактовкой, КСО представляет собой концепцию, которая отражает добровольное решение участников бизнес-среды, включая корпорации, принимать участие в социальном развитии коллектива, улучшении общества и защите окружающей среды.
Проще говоря, КСО (или социальная ответственность бизнеса) – это всё множество обязательств, добровольно принимаемых на себя бизнесом по отношению к заинтересованным сторонам (стейкхолдерам). Подобные обязательства выходят за рамки минимальных требований закона и предполагают удовлетворение не только требований, но и соответствие ожиданиям общества и иных групп стейкхолдеров.
КСО неразрывно связана с осознанием бизнесом своего влияния на общество и окружающую среду, а также пониманием того воздействия, которое оказывает деятельность компании на заинтересованных лиц.
В целом КСО может проявляться в трех основных направлениях. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые направления КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Так или иначе, КСО в современном мире считается неотъемлемым элементом корпоративного управления и хорошим тоном бизнес-практики. От уровня ее организации в значительной степени зависит не только репутация компании, но и ее рыночная стоимость. Развития социальной ответственности бизнеса выступает залогом его успеха в долгосрочной перспективе.
Способы оценки корпоративной социальной ответственности
В настоящее время единой общепринятой методики оценки КСО не существует. В большинстве случаев прослеживается попытка присвоения ей количественных индикаторов, в той или иной степени характеризующих ее отдельные направления.
В российской практике наибольшую популярность получило два основных способа оценки уровня КСО:
- метод, основанный на использовании количественно-качественных показателей деятельности организации;
- индексный метод оценки социальных инвестиций.
Рассмотрим их более подробно.
В первом случае за основу оценки берутся конечные финансовые и нефинансовые показатели деятельности корпоративных структур, в той или иной степени отражающие реализацию отдельных направлений социальной ответственности бизнеса. В качестве примера можно привести долю налоговых платежей в выручке компании, ее затраты на медицинское страхование работников или благотворительность и пр.
Количественные аспекты социальной ответственности показывают, какая величина средств инвестируется в решение социальных задач, а качественные – характеризуют комплексность организации данного процесса.
Во втором случае речь идет о расчете количественных и качественных индексов социальных инвестиций. Их основные виды представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Индексы социальных инвестиций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Индексный метод основан на вычленении относительных показателей, в определенной степени характеризующих различные аспекты социальной ответственности корпораций.
Индекс удельных социальных инвестиций показывает, какая величина расходов на КСО приходится в расчете на одного сотрудника компании.
Второй показатель определяет удельный вес социальных инвестиций компании к общей величине ее выручки.
Качественный индекс позволяет определить степень комплексности реализации концепции социальной ответственности бизнеса среди множества компаний.
Отдельного внимания заслуживает применение методов экспертных оценок для анализа уровня и качества КСО. В большинстве своем они носят индивидуализированный характер и опираются на балльные оценки отдельных факторов, предопределяющих различные направления социальной ответственности и последующий расчет интегрального оценочного показателя
Основные этапы анализа корпоративной социальной ответственности
Анализ социальной ответственности компании предполагает необходимость последовательного изучения и оценки множественного комплекса ее составных элементов. Особая роль здесь отводится балльным оценкам.
Согласно методике, представленной Г. Л. Тульчинским, анализ КСО в своей основе опирается на комплекс показателей, характерных для любого бизнеса. Подобные показатели касаются ответственности перед потребителями, развития HR и вложений в человеческий капитал, добросовестной деловой практики, корпоративного гражданства, экологии и безопасности, а также участия в развитии гражданского общества.
В рамках каждого из аспектов определяются конкретные показатели, которые делятся на три группы:
- показатели объема;
- показатели качества;
- показатели эффективности КСО.
Отбираемые показатели должны быть существенны для направления социальной ответственности бизнеса, учитывать его специфику, а также иметь количественное выражение и подвергаться проверке при помощи данных учета.
Далее каждой из групп показателей присваивается базовая сумма баллов, которая распределяется между отобранными ранее показателями, после чего устанавливается динамика измеряемых показателей и определяется удельный вес и значение каждого из них. Сумма набранных баллов характеризует КСО компании в целом и по отдельным ее номинациям – в частности.
Особого внимания в процессе анализа КСО заслуживает оценка исполнения компаниями основных принципов социальной ответственности, закрепленных соответствующих стандартах, а именно принципов прозрачности, подотчетности, соблюдения прав человека, уважения интересов заинтересованных сторон, этичности поведения, верховенства закона и международных норм поведения.
В процессе анализа и оценки КСО как составной части корпоративного управления целесообразно также опираться на сравнительный анализ практик реализации социальной ответственности среди ряда банковских корпораций.