Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы стратегического планирования

Методы анализа среды в стратегическом планировании

Определение 1

Методы стратегического планирования – это способы теоретического исследования или практической реализации, применяемые в процессе стратегического планирования.

Методы, применяемые на разных этапах стратегического планирования, различаются. При этом есть методы, применение которых уместно на протяжении нескольких этапов. Ежегодно появляются новые методы, по большей части представляющие собой модификации классических методов.

Наиболее популярными методами, используемыми на этапе анализа среды, являются:

  1. SWOT-анализ. Этот метод позволяет выявить причины эффективности или неэффективности в деятельности организации. SWOT-анализ представляет собой сжатый, концентрированный анализ маркетинговой информации, служащий источником сведений о желательных направлениях развития бизнеса организации и направлениях оптимального распределения ресурсов. В классический вариант SWOT-анализа входит анализ внешней среды (возможностей и угроз, которые действуют по отношению к организации) и внутренней среды (сильных и слабых сторон компании). Результатом проведения SWOT-анализа является выработка гипотезы или стратегии,

  2. Конкурентный анализ, который представляет собой всестороннее глубокое исследование конкурентного положения, занимаемого предприятием, а также доступных рынков. В состав конкурентного анализа отрасли входит:

    • оценка ключевых экономических характеристик отрасли в целом,
    • определение сил, являющихся движущими для развития отрасли,
    • оценка конкурентной силы,
    • оценка конкурентной позиции по предприятиям,
    • анализ самых близких конкурентов и их поведения,
    • выявление ключевых факторов, формирующих успех,
    • оценка перспектив для отрасли.
  3. Сравнительный отраслевой анализ, объектом которого являются предприятия в рамках отрасли,

  4. Анализ ресурсов (относится к анализу внутренней среды предприятия),

  5. Конкурентный анализ по М. Портеру (модель «5 сил»). Внешними силами, подвергающимися анализу, выступают:

    • рыночная власть поставщиков,
    • рыночная власть покупателей,
    • власть функционирующих конкурентов,
    • угроза выхода на рынок новых конкурентов,
    • угроза появления товаров-заменителей (субститутов),
  6. Функционально-стоимостной анализ продуктов, продуктовых групп и производственных процессов. Этот анализ нужен для оптимизации выполнения процессов с позиции соотношения затрат и результатов,

  7. Бенчмаркинг – это аналитический процесс, заключающийся в точном измерении и сравнении операций, касающихся разработки и производства продукции мирового класса у конкурентов и на предприятии, для которого проводится исследование. Этот метод позволяет обнаружить зоны недостаточно эффективности (в сравнении с лучшими).

Статья: Методы стратегического планирования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Методы определения миссии и целей компании

На этапе определения миссии и целей используются такие методы, как:

  • мозговой штурм (также называют мозговая атака), позволяющий стимулировать творческую активность. Состоит в том, что участники высказывают как можно больше идей по решению. Поощряется озвучивание даже самых фантастических вариантов. Из всей совокупности впоследствии выбирают лучшие,
  • дерево целей, представляющее собой структурированную, построенную по иерархическому принципу (с распределением по уровням, ранжированием) совокупность целей организации. В дереве выделяется вершина (генеральная цель) и подчиненные ей подцели разных уровней (ветви) вплоть до самого низкого уровня (листьев), не имеющих деления на подцели,
  • бизнес-инжиниринг, являющийся современной технологией, основанной на системном подходе. Предполагает описание организации как открытой системы с соблюдением точности, формальности, полноты и всестороннести за счет построения информационных моделей организации и ее взаимодействия с внешней средой. В ходе формулирования миссии задается набор функций, который обеспечит эффективность разработки,
  • внутренний и внешний PR, применяемый на завершающих этапах разработки миссии и целей. Служит для того, чтобы путем объявления и распространения идей достичь обеспечения имиджа организации.
«Методы стратегического планирования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методы выбора стратегии и базовых сценариев

При выборе стратегии и базовых сценариев пользуются популярностью следующие методы:

  • метод Бостонской консалтинговой группы (БКГ) – составление матрицы «темп роста» (по рынку) – «доля рынка» (для анализируемого предприятия),
  • метод МакКинзи, показателями в матрице которого выступают привлекательность рынка (качественная оценка – слабая, средняя, сильная) и конкурентная позиция организации (аналогичные три градации),
  • метод кривых освоения, основанный на построении зависимости между показателями объема производства и затрат на производство (позволяет оценить эффективность освоения новых видов продукции),
  • модель DPM/Shell, представляющая собой двумерную таблицу, в которой по оси Х отражают конкурентоспособность организации (ее сильные стороны), а по оси Y – общие показатели состояния и перспектив развития для отрасли,
  • модель ADL/LC оперирует сочетанием такой пары параметров, как стадии жизненного цикла (выделяют четыре стадии) и конкурентные позиции (пять позиций). Матрица из 20 ячеек служит для уточнения стратегии развития,
  • метод жизненного цикла продукции базируется на определении направления и мероприятий в каждой стадии жизненного цикла продукции,
  • PIMS-анализ, базирующийся на эмпирической модели, в которой связывается широкий диапазон стратегических параметров (рыночная доля, вертикальная интеграция, качество продукта и т.д.) и ситуационных параметров (стадия развития рынка, скорость роста, интенсивность капиталовложений) с показателями прибыльности и способности генерировать денежные средства,
  • портфельный анализ, предназначенный для использования диверсифицированными компаниями для определения наиболее перспективных (прибыльных) направлений.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 17.08.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot