Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции

Определение 1

Качество продукции - это обобщенная характеристика продукции, которая выражает совокупность ее свойств по удовлетворению потребностей потребителей в соответствии с установленным назначением.

Общие сведения о дифференциальном методе

Уровень качества продукции может быть оценен путем применения различных методов. В частности, исходя из цели оценки, номенклатуры показателей качества и базового образца продукции, может быть выбран для применения в процессе оценки дифференциальный метод.

Условием применения дифференциального метода является необходимость проведения анализа сопоставления уровня качества оцениваемой продукции и базового образца по отдельным показателям. Благодаря подобному сопоставлению можно определить:

Начни разбираться в искусстве
Обучающие курсы по психологии, маркетингу, нутрициологии и работе в сфере кино
Выбрать программу
  • достигнут ли уровень качества базового образца в целом;
  • по каким показателям достигнут уровень качества базового образца;
  • какие показатели в наибольшей степени отличаются от базовых показателей.

Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции заключается в расчете значений относительных показателей качества. Это означает, что значение показателя качества оцениваемой продукции делится на значение соответствующего базового показателя, или наоборот. Конкретный способ соотношения между собой значений определяется тем правилом, что улучшение качества продукции отвечает увеличению относительного показателя.

Например, значение оцениваемой продукции соотносится с базисом в случае оценки производительности, мощности, энерговооруженности продукции и т.п. А для того чтобы оценить материалоемкость продукции, трудоемкость изготовления, содержание вредных примесей и т. п., нужно базис соотнести со значением оцениваемой продукции.

По итогам оценки уровня качества продукции посредством применения дифференциального метода исходя из значений относительных показателей могут быть приняты следующие решения. Когда все значения показателей больше или равны единице, уровень качества продукции выше или равен уровню базового образца. Когда же все значения показателей меньше единицы, уровень качества продукции ниже уровня базового образца.

«Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Консультации эксперта по предмету
Найти эксперта
Помощь в написании учебной работы
Узнать стоимость

Как показывает практика, имеют место случаи, когда одна часть значений относительных показателей больше или равна единице, а другая часть - меньше единицы. В такой ситуации после применения дифференциального метода нужно обращаться к комплексному или смешанному методу оценки уровня качества продукции.

Возможно, что для оцениваемой продукции существенно важно значение каждого показателя. Тогда уровень ее качества считается ниже базового, если хотя бы один из относительных показателей меньше единицы.

Иногда предприятия отказываются от применения дифференциального метода оценки уровня качества продукции. Такие решения объясняются тем, что этому методу присущие определенные недостатки. В частности, учету подлежит лишь ограниченное (небольшое) число более-менее равнозначных свойств оцениваемой продукции. Кроме того, на самом деле свойства оцениваемой продукции не равнозначны, из-за чего данный метод оценки качества в некоторых случаях оказывается недостаточно точным.

При наличии предельных значений показателей качества продукции относительные показатели качества продукции вычисляют путем соотношения двух разностей. И в первом, и во втором случае из значения оцениваемой продукции и из значения базового показателя вычитают предельное значение данного показателя.

Результаты применения дифференциального метода

Применение дифференциального метода оценки уровня качества продукции может привести к возникновению следующих ситуаций с относительными показателями:

  1. Все показатели оказались больше единицы.
  2. Все показатели оказались меньше единицы.
  3. Все показатели оказались равными единице.
  4. Одна часть показателей оказалась больше единицы, а другая часть – равной единице.
  5. Одна часть показателей оказалась меньше единицы, а другая часть – равной единице.
  6. Одна часть показателей оказалась больше или равна единице, а другая часть – меньше единицы.

Пять из шести представленных случаев соответствуют ситуации определенности, а один случай (шестой) - ситуации неопределенности. Однозначный вывод для случаев 1, 3, 4 будет заключаться в том, что качество оцениваемой продукции будет на уровне не ниже базового, а для случаев 2 и 5 – наоборот, ниже базового.

Шестой случай считается наиболее нежелательным с точки зрения эффективности данного метода, так как в его отношении невозможно сделать однозначный вывод. Для выхода из этой ситуации можно попробовать осуществить небольшую модернизацию базовой модели дифференциального метода.

Такая модернизация предполагает разделение всех показателей, которые определяют качество оцениваемого объекта, по значимости на две группы. К первой группе стоит отнести показатели, которые определяют наиболее важные свойства оцениваемой продукции, а к другой – второстепенные.

Если предположить, что все относительные показатели из первой группы, а также большая часть относительных показателей из второй группы больше или равны единице, то можно сделать условный вывод о нахождении качества оцениваемой продукции на уровне, который не ниже уровня базового образца. Иначе оценку уровня качества продукции, как было сказано ранее, необходимо проводить другими методами, например, комплексным или смешанным.

Таким образом, в целях оценки уровня качества продукции многие производственные предприятия в настоящее время применяют дифференциальный метод, который предполагает количественное сопоставление оцениваемой продукции с базовым образцом. В то же время данный метод имеет объективные ограничения и недостатки, которые вынуждает производителей изучать и апробировать более широкий круг методов оценки уровня качества.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата написания статьи: 21.10.2022
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot