Двигательная активность
Важнейший компонент здорового образа жизни – двигательная активность.
Двигательная активность зависит от
- организации физического воспитания;
- социальных и экономических условий жизни;
- особенностей высшей нервной деятельности;
- функциональных возможностей организма;
- наличия свободного времени;
- доступности мест для занятий спортом.
Основной биологический фактор, определяющий потребность организма в движениях – пол и возраст ребенка.
Двигательная активность девочек и мальчиков в 8-9 лет существенно не отличается. Выраженные отличия начинают проявляться несколько позже.
Нормы двигательной активности в зависимости от возраста разрабатываются с учетом закономерностей развития ребенка и определяются количеством локомоций.
Гипокинезия, или дефицит движений ведет к развитию в организме:
- приспособлений к низкому уровню двигательной активности;
- астенического синдрома;
- пониженных функциональных возможностей;
- нарушений вегетативных функций;
- нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
- метаболического синдрома;
- ишемической болезни сердца;
- диабета 2-го типа.
Гиперкинезия, или чрезмерная двигательная активность может вести к
- истощению симпатико-адреналовой системы;
- снижению иммунитета;
- дефициту белка;
- развитию неврозов;
- нарушениям работы функциональных систем организма.
В образовательных учреждениях необходимо создавать благоприятные условия для удовлетворения школьников в необходимой двигательной активности. Это достигается в результате проведения:
- утренней гимнастики до начала занятий;
- подвижных игр на переменах;
- уроков физкультуры;
- физкультминуток на уроках;
- внеклассных спортивных мероприятий;
- спортивных занятий в группах продленного дня;
- общешкольных соревнований;
- самостоятельных занятий спортом.
Физическое воспитание
В общеобразовательных учреждениях физическое воспитание должно проводиться согласно принципам:
- Оптимальная двигательная нагрузка, учитывающая функциональные возможности организма и его биологические потребности.
- Дифференцированное применение методов физического воспитания с учетом пола, возраста, физической подготовленности и состояния здоровья.
- Систематическое проведение занятий с комплексным использованием различных средств и форм физического воспитания и постепенным увеличением нагрузки.
- Обеспечение во время занятий физическими упражнениями гигиенически необходимых условий внешней среды.
- Развитие качеств детского организма в сенситивные периоды.
В процессе адаптации к физическим нагрузкам наблюдается:
- повышение подвижности нервных процессов;
- формирование более тонких механизмов деятельности анализаторных систем;
- оптимизация функций симпатоадреналовой системы;
- улучшение показателей жизненной силы легких;
- повышение эффективности вентиляции легких и бронхиальной проводимости;
- благоприятные адаптационные сдвиги в работе сердечно-сосудистой системы.
Гигиеническое значение закаливания организма
Закаливание – это комплекс мероприятий, направленных на тренировку механизмов терморегуляции организма, тренировку его адаптации как к низким, так и к высоким температурам.
Система общего и местного закаливания должна включать:
- свежий, умеренно прохладный воздух в помещении;
- легкую одежду в соответствии с сезоном;
- местное закаливание ног;
- умывание холодной водой;
- хождение босиком (на природе, дома);
- холодные обливания, контрастный душ.
При закаливании детского организма должны соблюдаться следующие принципы:
- При проведении процедур закаливания учитывать состояние здоровья ребенка, его индивидуальные особенности и отношение к закаливающим мероприятиям.
- Процедуры закаливания проводить последовательно и систематически.
- Интенсивность процедур увеличивать постепенно.
- Воздействие закаливающих факторов должно быть комплексным.
- После перерыва возобновлять процедуры закаливания с интенсивностью, соответствующей начальному этапу.