Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Медико–профилактические основы обучения детей и подростков

Гигиенические принципы организации детского обучения

В общеобразовательных учреждениях организация обучения должна производиться исходя из гигиенических принципов:

  • соответствие учебной нагрузки индивидуальным и возрастным особенностям организма;
  • оптимальные условия обучения;
  • научная организация процесса обучения.

Соблюдение гигиенических принципов способствует предотвратить развитие переутомления у ребенка и продлить работоспособность обучающихся.

Организация учебного процесса должна учитывать:

  • физиологические особенности изменения дееспособности (облегченное начало занятий, предъявление особых требований к ученику на пике работоспособности);
  • сроки оптимизации уроков (для учеников первых классов – 35 минут, для всех остальных учащихся – 45 минут);
  • оптимальное расписание уроков (используется ранговая шкала);
  • организация учебной недели.

На работоспособность, активность, самочувствие учащихся оказывает влияние внутренняя среда образовательного учреждения.

Для достижения благоприятных условий внутренней среды необходимо придерживаться следующих правил:

  • пульсирующий режим проветривания;
  • оптимальные показатели звукового и светового режимов;
  • ориентация окон в помещениях – на восточные, юго-восточные, южные стороны горизонта;
  • температурный режим при ленточном остеклении – 19-21 ºС, при обычном – 18-20 ºС;
  • соблюдение эргономических правил к оборудованию и мебели;
  • соблюдение функциональных параметров мебели для учащихся.

При организации трудовой деятельности должны учитываться гигиенические требования:

  • системность в проведении трудового обучения;
  • постепенное увеличение нагрузок, в том числе физических;
  • соответствие трудовой деятельности возрастным и половым признакам, состоянию здоровья школьника;
  • рациональный режим трудовой деятельности;
  • безопасные для здоровья, благоприятные санитарные и гигиенические условия для осуществления трудовой деятельности.
«Медико–профилактические основы обучения детей и подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Состояние здоровья и дееспособность учащихся зависят от методов обучения, режимов и технологий, применяемых в школе. Развитию выраженного утомления, невротизации у детей способствует авторитарный стиль преподавания и управления образовательным процессом.

Развитие утомления у школьников, его профилактика

Замечание 2

Утомление – это снижение функциональных возможностей организма, которое наступает в результате его деятельности и носящее временный характер. Это естественная реакция организма на длительную работу.

Признаки утомления:

  • снижение продуктивности (повышается количество неправильных ответов и ошибок, увеличивается время для выполнения заданий);
  • ослабление внутреннего торможения (рассеянное внимание, частые отвлечения, двигательное беспокойство);
  • ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается координация движений, сердечный ритм);
  • чувство усталости.

Переутомление – кумулированное состояние утомления, признаки которого не проходят длительное время:

  • начальные признаки – падает успеваемость, изменяется поведение, появляется раздражительность, плаксивость, нервный тик, потеря аппетита;
  • выраженные признаки – чувство страха, нарушение сна, истеричность, снижение работоспособности, вегето-сосудистая дистония, аритмия, снижение иммунитета.

При тяжелых случаях переутомления показано комплексное лечение , включающее физиотерапевтические процедуры, медикаментозное лечение, лечебную гимнастику.

Режим дня школьника

Правильно организованный режим дня учащегося обеспечивает адекватное функционирование органов и систем.

Компоненты режима дня:

  • Учебные занятия.
  • Активный отдых.
  • Здоровое регулярное питание.
  • Полноценный сон (от 11 до 8 часов в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка).
Замечание 3

Для профилактики переутомления и правильной организации режима дня необходимо придерживаться биоритмологического принципа: совмещение нагрузок с биоритмологическим оптимум физиологических функций.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 05.04.2017
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot