Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности сегментации рынка продовольственных и непродовольственных товаров и выбор целевых сегментов

Основы и порядок рыночной сегментации

Определение 1

Рыночная сегментация (или сегментирование рынка) – это процесс разбиения рынка на четкие группы потребителей (рыночные сегменты), однородные по предъявляемым требованиям, по отношению к каждой из которых может быть использован отдельный комплекс маркетинга.

В современном мире рынке стремительно развиваются и неустанно расширяются. С потребительской точки зрения в зависимости от характеристик все существующие в рыночной экономике группы товаров условно делятся на две базовых категории:

  • продовольственные товары;
  • товары непродовольственного назначения.

Первые предназначены для удовлетворения основных потребностей в продовольствии, т.е. продуктах питания. К ним относятся бутилированная питьевая вода, безалкогольные напитки и алкогольная продукция, пища, жевательные резинки, биологически активные добавки и пр. Вторые представлены продуктами производственного процесса, не предназначенными для употребления в пищу человеком или представителями животного мира. К товарам данной категории могут быть отнесены одежда и обувь, гигиенические и галантерейные товары, культурно-бытовые и хозтовары, товары, предназначенные для украшения и т.п.

Статья: Особенности сегментации рынка продовольственных и непродовольственных товаров и выбор целевых сегментов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Замечание 1

Следует отметить, что в качестве объектов рыночной сегментации могут выступать не только потребители, но и сами товары продовольственного или непродовольственного назначения, а также фирмы, их выпускающие.

На сегодняшний день сегментация рынка продовольственных и непродовольственных товаров может быть осуществлена различными способами, в основу из которых может быть положено множество признаков, выбираемых для каждого товара или фирмы отдельно с учетом различного рода факторов и условий его деятельности. Так или иначе, сам процесс рыночной сегментации осуществляется последовательно и включает в себя следующие этапы:

  • определение требований и основных характеристик, предъявляемых потребителем к товарам, производимым фирмой;
  • проведение анализа потребительских сходств и различий;
  • построение профилей потребительских групп;
  • выбор целевого сегмента;
  • определение места работы компании на рынке относительно конкуренции;
  • построение плана маркетинга.
«Особенности сегментации рынка продовольственных и непродовольственных товаров и выбор целевых сегментов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В основе обеспечения эффективности сегментирования рынка продовольственных и непродовольственных товаров лежат четыре базовых характеристики – измеряемость, доступность, размер и отличительные черты выделяемых рыночных сегментов.

Критерии сегментации рынка продовольственных и непродовольственных товаров

Рынки продовольственных и непродовольственных товаров состоят из множества различных покупателей, отличающихся друг от друга по различным критериям. Отличаться могут их потребности, покупательские привычки, географическое положение, финансовые ресурсы и иные критерии. Именно они, в конечном счете, и выступают в качестве параметров (признаков) сегментации рынков.

В общем смысле под признаками сегментации рынка продовольственных и непродовольственных товаров принято понимать некие однотипные различия, наблюдаемые в характеристиках отдельных потребителей, которые определенным образом можно измерить и оценить, а на их основе объединить потребителей в однородные группы.

В основу выборов сегментационных признаков закладывается непосредственно объект рыночной сегментации. Так, например, потребители продовольственных и непродовольственных товаров чаще всего сегментируются по географическим, операционным, ситуационным и иным признакам.

В том случае, если сегментированию подвергаются непосредственно сами продукты потребительского назначения (продовольственные и непродовольственные товары), покупателей принято группировать на однородные сегменты по четырем базовым признакам (рисунок 1).

Базовые критерии сегментации рынка продовольственных и непродовольственных товаров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые критерии сегментации рынка продовольственных и непродовольственных товаров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В случае использования географических признаков рыночной сегментации рынок продовольственных и непродовольственных товаров подразделяется на различные географические единицы, такие как регион, область, район, размер города, плотность населения, климатические условия и пр.

Демографические признаки включают в себя пол, возраст, уровень дохода, размер семьи, религиозную принадлежность, образование и т.п.

Признаки психографического порядка опираются на тип личности, черты характера, привычки, образ жизни и социальное положение в обществе.

В основе поведенческих признаков лежит степень нуждаемости в товаре, отношение потребителей к товару, их реакция на выгоды от его потребления, повод совершения покупки и др.

Помимо прочего, в зависимости от целей сегментирования рынка в основу рыночной сегментации могут быть заложены иные критерии, такие как прибыльность и устойчивость рынка, защищенность рыночных сегментов от конкуренции, каналы сбыта и распространения продукции и пр.

Порядок выбора целевых сегментов на рынке продовольственных и непродовольственных товаров

Важнейшей задачей рыночного сегментирования, требующей своего решения, выступает выбор целевого сегмента. Под целевым сегментом рынка принято понимать наиболее подходящий и выгодный для компании сегмент рынка (или их группу), отобранный для маркетинговой деятельности фирмы. Именно на этой группе потребителей и должны быть сконцентрированы основные усилия фирмы.

Принимая решение о том, какой из выделенных сегментов рынка следует взять за основу, т.е. сделать целевым, фирмы должна оценить предлагаемый каждым сегментом объем продаж и потенциальную прибыль, а также определить следующие параметры:

  • количество и позиции конкурентов в каждом из сегментов;
  • потенциальные возможности роста бизнеса в каждом из сегментов рынка.

В конечном счете, эксперты рекомендуют выбирать те рыночные сегменты, которые согласуются с целями и стратегией компании. Не менее важно убедиться и в том, что фирма обладает необходимыми ресурсами и способностями для обслуживания выбираемых ею целевых сегментов рынка продовольственных и непродовольственных товаров, а сами эти способности являются конкурентными в данном сегменте.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 20.03.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot