Сущность, цели и задачи рекламного отдела в компании
Рекламный отдел – это структурное подразделение организации, сущностным предназначением которого выступает исполнение рекламных функций, распределённых среди сотрудников отдела.
По сути своей рекламный отдел выступает творческой частью организации, в рамках которой создаются источники информации, позволяющие потребителям узнать о конкретном товаре или услуге. Отдел рекламы не относится к категории обязательных, а потому – может и вовсе отсутствовать, особенно в мелких компаниях. Однако, как показывает практика, крупный и средний бизнес все же стремится к созданию собственных рекламных подразделений, на плечи сотрудников которых возлагается широкий перечень обязательств, связанных с планированием, реализацией, контролем и оценкой эффективности рекламной деятельности (рисунок 1).
Рисунок 1. Замкнутый цикл действий сотрудников рекламного отдела. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все действия и инициативы, представленные на рисунке 1, в зависимости от масштабов рекламной деятельности фирмы могут быть реализованы как одним специалистом, так и несколькими. Так или иначе, их подготовка и осуществление должны носить регулярный характер.
Основополагающей целью деятельности рекламного отдела выступает выработка рекомендаций относительно обоснования и проведения рекламной деятельности предприятия, ее непосредственная реализация и контроль. Для достижения поставленной цели рекламный отдел и его сотрудники должны работать непосредственно с рекламируемой продукцией, взаимодействовать с другими подразделениями фирмы и внешними подрядчиками, а также принимать участие в общей программе маркетинга компании.
Рекламный отдел в силу специфики своей деятельности решает широкий круг задач, включая:
- сбор и анализ данных из первичных и вторичных источников информации, необходимых для организации рекламы;
- выбор и подготовку рекламных проектов;
- формирование общего понимания складывающейся на рынке ситуации, рекламных подходов и пр.;
- формирование пропагандистской стратегии кампании, подготовка соответствующих рекламных материалов;
- разработку и согласование с руководством организации предложений по рекламным акциям и кампаниям;
- составление тематического плана, разработку медиа-плана, координацию работы со средствами массовой информации и иными каналами маркетинговых коммуникаций;
- бюджетирование рекламных кампаний;
- разработку макетов рекламной продукции, подготовку рекламных сообщений;
- организацию контроля за выходом рекламы и выполнением медиа-плана;
- осуществление контроля над эффективностью проводимых фирмой рекламных мероприятий и пр.
Считается, что для обеспечения оптимальности организации рекламного отдела, компания должна принять соответствующее Положение об отделе рекламы, в рамках которого должны быть установлены структура отдела, его задачи и функции, виды работы, используемые ресурсы, права и обязанности его сотрудников. Ответственность за создание и ликвидацию рекламного отдела в пределах организации несет ее директор (генеральный директор).
Функциональное предназначение рекламного отдела в компании
Сам по себе рекламный отдел в пределах организации выполняет множество функций. Основными из них считаются:
- реклама выпускаемых фирмой товаров и услуг с целью обеспечения их рыночного продвижения;
- изучение рынков сбыта и потребительского спроса с целью выбора наиболее эффективных в сложившейся ситуации средств, форм, инструментов рекламы, масштабов и сроков ее проведения;
- сбор и систематизация информации о рекламной деятельности рыночных конкурентов;
- разработка и выстраивание рекламной стратегии;
- планирование конкретных работ и мероприятий, связанных с проведением рекламных кампаний;
- обеспечение соблюдения фирмой действующего в области рекламы законодательства;
- планирование участия компании в ярмарках и выставках;
- разработка фирменного стиля компании, подготовка сувенирной продукции с фирменной символикой и пр.;
- заключение договоров и установление деловых связей с партнерами по рекламе, включая рекламных подрядчиков;
- составление сметы расходов на рекламу и пр.
Таким образом, на рекламный отдел возлагается довольно большая ответственность. От того, насколько качественно и ответственно его сотрудники будут подходить к исполнению возложенных на них функций напрямую будет зависеть успех рекламной деятельности компании в целом.
Типовая структура и особенности организаторской деятельности рекламного отдела в компании
Организаторская деятельность рекламного отдела включает в себя планирование его структуры, утверждение целей и задач, перед ним стоящих, а также распределение прав и обязанностей между его сотрудниками. Функции, цели и задачи отдела рекламы уже были рассмотрены нами выше. Сейчас же обратимся к изучению основ его структурного построения.
На сегодняшний день единой типовой структуры организации рекламного отдела внутри предприятия не существует. Численность сотрудников и наличие определенных работников, входящих в отдел рекламы, утверждается управляющим фирмой (ее директором) исходя из масштабов и рода деятельности организации.
Как правило, штат рекламного отдела формируется за счет структурных подразделений и групп специалистов. К числу основных должностей, которые могут быть включены в отдел рекламы, принято относить директора по рекламе (начальника отдела), менеджеров по рекламе, агентов по рекламе. Каждому из них предписываются свои функции и должностные обязанности. Распределением обязанностей и утверждением мероприятий внутри рекламного отдела занимается непосредственно его управляющий (начальник отдела).
В целом справедливо говорить о том, что организационная структура построения рекламного отдела зависит от множества факторов, основополагающую роль среди которых играют:
- размеры самой организации и находящиеся в ее распоряжении ресурсы;
- сфера деятельности организации;
- особенностей целевого рынка и характеристики производимой продукции;
- место и роль рекламы в стратегии маркетинга и маркетинг-миксе компании;
- уровень вовлеченности руководства компании в осуществление рекламной деятельности.
В некоторых случаях, например, если речь идет о микро-предприятии, создавать самостоятельный рекламный отдел и вовсе нецелесообразно.