Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Международный жизненный цикл товара

Понятие и особенности международного жизненного цикла товара

Определение 1

Под международным жизненным циклом товара следует понимать период его существования на рынке, начиная от изобретения и запуска в производство и заканчивая выводом с рынка. В условиях международного рынка жизненный цикл товара приобретает свою специфику, отличную от внутреннего рынка. Рассмотрим ее более подробно.

На внутреннем рынке товар проходит всего четыре стадии жизненного цикла:

  • внедрение на рынок;
  • рост;
  • зрелость (иногда насыщение);
  • спад.

В условиях осуществления международной деятельности, при выводе товара на мировой рынок, товар в процессе своего существования также проходит указанные выше этапы, однако они «переживаются» товаром фирмы с международных масштабах неоднократно и зависят от форм внешнеэкономической деятельности и зарубежных рынков сбыта.

В целом справедливо говорить о том, что международный жизненный цикл товара имеет более сложную форму и структуру. Он опосредован развитием товара на множестве рынков, каждый из которых имеет свою специфику. Так или иначе, перед каждой фирмой-экспортером стоит задача выбора наиболее оптимальной товарной политики в зависимости от этапа международного жизненного цикла товаров, входящих в ассортиментный ряд выпускаемой продукции.

Стадии жизненного цикла товара на международном рынке сбыта

В процессе своего существования товар на международном рынке проходит определённые этапы развития, иначе именуемые стадиями жизненного цикла. В настоящее время в международном маркетинге выделяют порядка шести таких стадий. К ним относятся:

  • стадия разработки и продажи товара на внутреннем рынке;
  • появление на внутреннем рынке продуктов-аналогов, обострение конкуренции;
  • экспортирования товара за пределы страны;
  • импортозамещение;
  • прямые зарубежные инвестиции;
  • обратный импорт.

Каждая из стадий имеет свои особенности.

Готовые работы на аналогичную тему

На первой стадии (стадии внедрения) товар производится и реализуется на местных рынках, международная деятельность и международный маркетинг отсутствуют. Сама продукция отличается высокой степенью дифференциации, товаров-аналогов на внутреннем рынке не представлены. Для данного этапа характерно использование стратегии «снятия сливок» и получение высоких прибылей.

На втором этапе на внутреннем рынке начинает появляться конкурирующая продукция, конкуренция за потребителей ужесточается. Сам товар постепенно становится типичным (стандартным), фирме приходится снижать отпускные цены на продукцию и использовать агрессивную рекламу.

На третьем этапа начинается вывод продукции на внешний рынок. При этом имеет место международная дифференциация продукции и отсутствие на мировой рынке конкурирующей продукции. Компания получает высокие прибыли от экспорта и расширяет свою рыночную долю в рамках локального зарубежного рынка.

Четвертая, пятая и шестая стадии характеризуются международной стандартизацией товара. На четвертом этапе аналогичная продукция начинает производиться местными фирмами за рубежом, таким образом, происходит импортозамещение. На пятом этапе фирма-экспортер оказывается вынуждена осуществлять прямые зарубежные инвестиции для того, чтобы достичь равенства возможностей с местными производителями. На шестом этапе начинается обратный импорт товара с зарубежных рынков в страну и рынки других стран.

Замечание 1

На этих этапах определяющая роль отводится использованию ценовых методов борьбы за потребителя, активной рекламе и средствам стимулирования сбыта. Особое внимание уделяется повышению лояльности покупателей к торговой марке.

Модели построения международного жизненного цикла товара

В настоящее время в научной литературе выделяется порядка трех основных моделей построения жизненного цикла товара на внешнем рынке. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Модели жизненного цикла товара в международном маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Модели жизненного цикла товара в международном маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В рамках последовательной модели новый товар подлежит продаже в первую очередь на внутреннем (национальном) рынке. После того, как на внутреннем рынке будет достигнута фаза насыщения и спрос начнет постепенно снижаться, продукция начнет выпускаться на рынки других экономически развитых стран. Лишь после того, как и на этих рынках начнет спад спроса, товар начнет направляться на рынка экономически отсталых стран.

Следует отметить, что последовательный маркетинг связан с некоторой адаптацией товаров к условиям конкретных рынков сбыта, отличных по уровню экономического развития, характеру спроса и уровню доходов основной группы потребителей. Основными предпосылками для использования данной модели считаются непродолжительность жизненного цикла продукции и ее сильная зависимость от моды.

В рамках синхронной модели построения международного жизненного цикла товар, производимый фирмой-экспортером, подлежит одновременному внедрению на все типы внешних рынков. В данном случае подразумевается, что все множество рынков различных стран мира объединяются в единый мировой рынок, по отношению к которому может быть разработана и реализована единая, стандартная маркетинговая стратегия.

Как правило, использование данной модели характерно для быстро устаревающих товаров и фирм, реализующих активную наступательную инновационную и рыночную стратегию. Ее основным преимуществом считается экономия на унификации методов маркетинговой деятельности на внешних рынках и реализации стратегии глобализации и стандартизации.

Реже всего на практике встречается обратная (авангардная) модель построения международного жизненного цикла товара. Она предполагает, что новый товар, производимый фирмой-экспортером, продается, прежде всего, на мировых рынках сбыта и уже потом – на внутреннем (национальном) рынке. Иначе говоря, компания сразу же планирует выйти на внешние рынки без выхода на внутренний рынок. При этом в будущем планируется выход и на внутренний рынок, однако, на практике он осуществляется далеко не всегда.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис