Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Эластичность спроса относительно цены и отклонения от закона спроса

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Маркетинг / Ценообразование в маркетинге / Эластичность спроса относительно цены и отклонения от закона спроса

Понятие закона спроса

Спросом в экономике, маркетинге и менеджменте называют платежеспособную потребность, то есть количество продуктов, которые покупатели готовы приобрести по конкретной цене за конкретный период времени.

Определение 1

Спрос – объем возможной покупки продукта при установленной на него цене.

В маркетинге обычно говорят об объеме спроса на продукт, который зависит от цены на продукт, цены на товары-заменители и дополняющие товары, доходов и предпочтений покупателей.

Определение 2

Объем спроса – количество продукции, которое покупатели могут приобрести в течение некоторого периода времени.

Графическое выражение зависимости объема спроса от цены продукта называется кривой спроса, которая обычно является убывающей.

Эластичность спроса относительно цены и отклонения от закона спроса. Автор24 — интернет-биржа заказчиков и авторов

Замечание 1

Закон спроса заключается в том, что каждое новое снижение цены на продукт приведет к увеличению объема спроса на него.

Эластичность спроса относительно цены

Изучая формулировку закона спроса, необходимо заметить, что в нем не уточняется, как сильно снижение цены влияет на увеличение объема спроса, другими словами, неизвестно, насколько сильно компании необходимо снизить цену на свою продукцию, чтобы увеличить спрос на нее в необходимом объеме. Такая характеристика для различных рынков и продуктов различна и называется эластичностью спроса относительно цены (эластичностью спроса по цене).

Готовые работы на аналогичную тему

Определение 3

Эластичность спроса по цене – свойство продукта формировать зависимость спроса на него от цены; относительное изменение объема спроса в ответ на относительное изменение цены.

Расчет эластичности спроса необходим для определения направления изменений выручки компании в случае изменений цены. Чем выше эластичность спроса на продукт, тем больше может увеличиться выручка производителя при снижении цены на продукт, так как оно приведет к значительному увеличению объема спроса на него.

Замечание 2

Параметры эластичности спроса по цене оказывают серьезное влияние на выбор компанией рыночной стратегии.

Расчет такого параметра, как эластичность спроса по цене, позволяет выделить три основных типа спроса:

  • Коэффициент эластичности больше единицы свидетельствует о высокоэластичном спросе – ситуация, когда объем спроса и цена продукта меняются разнонаправлено (в соответствии с законом спроса);
  • Коэффициент эластичности меньше единицы говорит о низкоэластичном спросе – ситуация, когда объем спроса и цена продукта меняются однонаправлено (снижение цены приводит к снижению выручки компании);
  • Коэффициент эластичности, равный единице, демонстрирует так называемый спрос «единичной эластичности» - ситуация, когда снижение цены приводит к увеличению объема спроса ровно на столько, что выручка компании не изменяется.

Отклонения от закона спроса

Эластичность спроса на продукт определяется его характеристиками. Как видно, два из трех основных типов спроса с точки зрения его эластичности по цене являются отклонениями от закона спроса. Существует некоторый перечень экономических парадоксов, объясняющих отклонения от закона спроса.

Низкоэластичный спрос характерен для продукции, незаменимой с точки зрения потребителя. Спрос может быть неэластичен также в случае, когда покупатели считают рост цен оправданным за счет объективных факторов.

Пример 1

Примером продукта с неэластичным спросом может быть хлеб.

Низкую эластичность, как ни странно, имеет спрос на предметы роскоши. Это объясняется поведением потребителей: если покупатель готов потратить значительную сумму на приобретение продукта, без которого можно обойтись, то изменение цены на этот продукт окажет слабое влияние на его решение.

Определение 4

Предметы роскоши – продукты, без которых потребитель может обойтись, доступные по цене только состоятельным покупателям.

Другим отклонением от закона спроса является «эффект сноба». Когда продукт представляет в глазах потребителя некоторый символ достатка и престижа, снижение цены на него приводит к сокращению объема спроса, так как он теряет свое основное символическое значение.

Определение 5

Эффект сноба – ситуация, когда повышение цены на продукт приводит к увеличению объема спроса на него вследствие роста престижности в глазах состоятельных покупателей.

Эффект сноба является примером ситуации изменения цены на изначально дорогой продукт. Другая сторона ситуации известна как эффект «цена-качество». Потребители часто воспринимают цену на продукцию как индикатор ее качества, что особенно касается товаров массового спроса, продающихся по сравнительно невысокой цене.

Определение 6

Эффект «цена-качество» - ситуация, когда снижение цены на некоторый продукт приводит к падению объема спроса на него вследствие восприятия потребителем снижения цен как индикатора падения качества.

Замечание 3

Эффект сноба и эффект «цена-качество» являются примерами отрицательной эластичности спроса.

Существуют также другие, менее распространенные примеры отклонений от закона спроса, такие как эффект Гиффена или спекулятивный спрос.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис