Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эластичность спроса относительно цены и отклонения от закона спроса

Понятие закона спроса

Спросом в экономике, маркетинге и менеджменте называют платежеспособную потребность, то есть количество продуктов, которые покупатели готовы приобрести по конкретной цене за конкретный период времени.

Определение 1

Спрос – объем возможной покупки продукта при установленной на него цене.

В маркетинге обычно говорят об объеме спроса на продукт, который зависит от цены на продукт, цены на товары-заменители и дополняющие товары, доходов и предпочтений покупателей.

Определение 2

Объем спроса – количество продукции, которое покупатели могут приобрести в течение некоторого периода времени.

Статья: Эластичность спроса относительно цены и отклонения от закона спроса
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Графическое выражение зависимости объема спроса от цены продукта называется кривой спроса, которая обычно является убывающей.

Эластичность спроса относительно цены и отклонения от закона спроса. Автор24 — интернет-биржа заказчиков и авторов

Замечание 1

Закон спроса заключается в том, что каждое новое снижение цены на продукт приведет к увеличению объема спроса на него.

Эластичность спроса относительно цены

Изучая формулировку закона спроса, необходимо заметить, что в нем не уточняется, как сильно снижение цены влияет на увеличение объема спроса, другими словами, неизвестно, насколько сильно компании необходимо снизить цену на свою продукцию, чтобы увеличить спрос на нее в необходимом объеме. Такая характеристика для различных рынков и продуктов различна и называется эластичностью спроса относительно цены (эластичностью спроса по цене).

«Эластичность спроса относительно цены и отклонения от закона спроса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 3

Эластичность спроса по цене – свойство продукта формировать зависимость спроса на него от цены; относительное изменение объема спроса в ответ на относительное изменение цены.

Расчет эластичности спроса необходим для определения направления изменений выручки компании в случае изменений цены. Чем выше эластичность спроса на продукт, тем больше может увеличиться выручка производителя при снижении цены на продукт, так как оно приведет к значительному увеличению объема спроса на него.

Замечание 2

Параметры эластичности спроса по цене оказывают серьезное влияние на выбор компанией рыночной стратегии.

Расчет такого параметра, как эластичность спроса по цене, позволяет выделить три основных типа спроса:

  • Коэффициент эластичности больше единицы свидетельствует о высокоэластичном спросе – ситуация, когда объем спроса и цена продукта меняются разнонаправлено (в соответствии с законом спроса);
  • Коэффициент эластичности меньше единицы говорит о низкоэластичном спросе – ситуация, когда объем спроса и цена продукта меняются однонаправлено (снижение цены приводит к снижению выручки компании);
  • Коэффициент эластичности, равный единице, демонстрирует так называемый спрос «единичной эластичности» - ситуация, когда снижение цены приводит к увеличению объема спроса ровно на столько, что выручка компании не изменяется.

Отклонения от закона спроса

Эластичность спроса на продукт определяется его характеристиками. Как видно, два из трех основных типов спроса с точки зрения его эластичности по цене являются отклонениями от закона спроса. Существует некоторый перечень экономических парадоксов, объясняющих отклонения от закона спроса.

Низкоэластичный спрос характерен для продукции, незаменимой с точки зрения потребителя. Спрос может быть неэластичен также в случае, когда покупатели считают рост цен оправданным за счет объективных факторов.

Пример 1

Примером продукта с неэластичным спросом может быть хлеб.

Низкую эластичность, как ни странно, имеет спрос на предметы роскоши. Это объясняется поведением потребителей: если покупатель готов потратить значительную сумму на приобретение продукта, без которого можно обойтись, то изменение цены на этот продукт окажет слабое влияние на его решение.

Определение 4

Предметы роскоши – продукты, без которых потребитель может обойтись, доступные по цене только состоятельным покупателям.

Другим отклонением от закона спроса является «эффект сноба». Когда продукт представляет в глазах потребителя некоторый символ достатка и престижа, снижение цены на него приводит к сокращению объема спроса, так как он теряет свое основное символическое значение.

Определение 5

Эффект сноба – ситуация, когда повышение цены на продукт приводит к увеличению объема спроса на него вследствие роста престижности в глазах состоятельных покупателей.

Эффект сноба является примером ситуации изменения цены на изначально дорогой продукт. Другая сторона ситуации известна как эффект «цена-качество». Потребители часто воспринимают цену на продукцию как индикатор ее качества, что особенно касается товаров массового спроса, продающихся по сравнительно невысокой цене.

Определение 6

Эффект «цена-качество» - ситуация, когда снижение цены на некоторый продукт приводит к падению объема спроса на него вследствие восприятия потребителем снижения цен как индикатора падения качества.

Замечание 3

Эффект сноба и эффект «цена-качество» являются примерами отрицательной эластичности спроса.

Существуют также другие, менее распространенные примеры отклонений от закона спроса, такие как эффект Гиффена или спекулятивный спрос.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 31.08.2016
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot