Понятие и сущность анализа отношения покупателей к фирме и ее товарам для ежегодного планового маркетингового контроля
Анализ отношения покупателей к фирме и ее товарам для ежегодного планового маркетингового контроля – это процесс изучения и оценки потребительского поведения, ориентированный на определения мнений и отношения целевой аудитории к компании, а также продукции, поставляемой ею на рынок.
Подобного рода анализ в системе маркетингового контроля часто дополняет финансовый анализ. Посредством использования различных методик н позволяет определить не только то, как к компании относятся ее клиенты, какова их лояльность, но и то, каким образом изменяются эти показатели (улучшаются или ухудшаются). По результатам проведения такового анализа разрабатываются соответствующие рекомендации (маркетинговые мероприятия), направленные на расположение целевой аудитории к бренду.
Важным составляющим анализа покупательского отношения выступает изучение и оценка их потребительского поведения, то есть того, как, каким образом и по каким причина потенциальные потребители ведут себя тем или иным образом, что лежит в основе их потребительского выбора и т.п.
Потребительское поведение отражает процесс формирования спроса со стороны покупателей. Его типовая схема представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Сущность потребительского поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как видно из рисунка 1, та или иная модель потребительского поведения формируется под воздействием множества различным факторов. Основными причинами, определяющими выбор потребителей, считаются:
- потребности;
- финансовые возможности покупателей;
- уровень отпускных цен.
Потребности представляют собой непосредственно те желания и нужды, на удовлетворение которых нацелен потенциальный потребитель. Не менее важную роль играет доход, то есть те финансовые возможности, которыми обладают покупатели. Конечно же, определяющую роль играет и цена на товары и услуги. Рациональные потребители всегда стремятся к распределению своих расходов таким образом, чтобы максимально выгодно удовлетворить свои потребности в условиях ограниченности своего дохода.
Все потребители делятся на несколько групп. Они могут быть выбирающими, исследователями, коммуникаторами, бунтовщиками и пр. Все они реализуют различные модели потребительского поведения и в основе формирования их отношения к компании и ее продукции лежат различные факторы. Их понимание служит залогом успешности формирования политики маркетинга.
Особенности проведения анализа отношения покупателей к фирме и ее товарам для ежегодного планового маркетингового контроля
В основе анализа отношения покупателей к фирме и ее товарам для ежегодного планового маркетингового контроля лежит организация и проведения маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования представляют собой одной из направлений в социологии и особую форму бизнес-исследований, основной целью которых выступает понимание поведения потребителей, их предпочтений и желаний. В более широком смысле под ними можно понимать всякую исследовательскую деятельность, направленную на удовлетворения информационно-аналитических потребностей маркетинга.
Проведение маркетинговых исследования отношения потребителей к компании и ее продукции опирается на сбор, систематизацию, обработку и анализ данных с целью снижения неопределенности и формирования основ для принятия управленческих решений в области маркетинга.
Традиционно всякое маркетинговое исследование проводится в пять этапов. В общем виде они представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Общий порядок проведения маркетинговых исследований. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Прежде чем приступать к проведению маркетингового исследования на предмет оценки потребительского отношения к фирме и ее продукции, необходимо четко определить его цели и задачи, то есть выявить существующие проблемы, четко их сформулировать и определить пути их решения.
На втором этапе производится выбор информационной базы проведения исследования. В данном случае речь идет о поиске и отборе первичных и вторичных источников информации, которые могут быть использованы для получения необходимых сведений.
Третий этап маркетингового исследования связан непосредственно со сбором информации, четвертый этап – с ее непосредственным анализом. Наконец завершающей стадией маркетингового исследования считается представление его результатов, которые обычно принимают форму отчета.
Проведение маркетинговых исследования может обеспечиваться посредством реализации количественных и качественных методик. Помимо прочего допускается применение mix-методик.
Основными задачами проведения маркетинговых исследование потребителей выступают:
- изучение и прогнозирование потребностей рынка;
- выявление товаров и услуг, которые пользуются наибольшим спросом;
- улучшение взаимоотношений с потенциальными потребителями;
- завоевание потребительского доверия благодаря лучшему пониманию их запросов и ожиданий;
- понимание мотивов потребительского поведения и факторов, оказывающих влияние на выбор покупателей;
- определение источников информации, используемых в процессе принятия решения о покупке.
В конечном счете, проведение маркетинговых исследований, ориентированных на потребителей, позволяет определить и изучить все множество побудительных факторов, которыми они руководствуются при выборе товара (услуги) и которые оказывают прямое или косвенное влияние на формирования их отношения к компании и ее продукции.
К числу наиболее часто используемых методик проведения подобного рода маркетинговых исследований относятся опросы, наблюдения, глубинные интервью, фокус-группы.
Основным методом сбора первичной информации, хорошо зарекомендовавшим себя на практике, выступают опросы, основанные на выяснении мнения респондентов относительно заранее определённого круга вопросов, включенных в анкету, посредством личного или опосредованного контакта с интервьюером. Как правило, опросы могут проводиться в форме личного или телефонного интервью, а также посредством почтовых опросов.