Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Типология парных образов в романе И. А. Гончарова "Обломов"

Определение 1

Литературный тип — это совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику.

Образ Обломова в критике

Система образов романа И. А. Гончарова «Обломов» строится в соответствии с идейно-тематическим содержанием произведения. Главным героем произведения является Обломов. Образ этого персонажа получил достаточно противоречивые интерпретации и оценки в критике. Критическая оценка Обломова, сделанная Добролюбовым, оспаривалась А. В. Дружининым. Добролюбов увидел в Обломове символ крушения всей крепостнической системы и отражение комплекса «лишнего человека», которого довели до логического конца, ведь далее возможны лишь гибель и распад. Дружинин в своей статье ««Обломов», роман И. А. Гончарова» с Добролюбовым сходится в том, что образ Обломова – это отражение существенных сторон русской жизни. Однако при этом Дружинин считает, что «обломовщина», истоки которой растление и гнилость, плоха, но причина ее - незрелость общества, колебания людей с чистой душой перед практицизмом, что характерно таким молодым странам как Россия. Критик делает вывод, что герой роман Гончарова достоин не презрения, а симпатии, и даже любви. Он в Обломове даже находит черты былинного героя Ильи Муромца, до времени лежащего на печи. В Обломовке Дружинин видит утраченный патриархальный рай.

Статья: Типология парных образов в романе И. А. Гончарова "Обломов"
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В дальнейшем мнения читателей и критиков или склонялись к критической оценке Добролюбова, или к точке зрения Дружинина, согласно которой характер Обломова расценивался как положительный. Например, В. С. Соловьев, русский поэт «серебряного века» философ называет Обломова «всероссийским типом». А И. Ф. Анненский, критик и поэт того же времени, не идеализирует героя Гончарова и утверждает, что Обломов не лишен мягкотелости и эгоизма, но в нем отсутствует самодовольство, главный признак пошлости.

В работе Н. О. Лосского, одного из крупнейших философов середины 19 века, подчеркивается, что объяснение лени Обломова развращающим воздействием крепостного права справедливо только отчасти, и во многом она связана с присущими национальному характеру особенностями. Такая позиция наиболее близка к позиции самого автора. Своему герою Гончаров дает разностороннюю характеристику, используя для этого различные художественные средства. Одним из таких приемов является сопоставление образа главного героя с другими персонажами.

«Типология парных образов в романе И. А. Гончарова "Обломов"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для выявления черт «обломовщины» И. А. Гончаров использует «двойников».

Ими является ряд второстепенных образов произведения:

  • Слуга Обломова Захар, который является карикатурным отражением главного героя;
  • «Человек без поступков» Алексеев;
  • «Мастер говорить, но не делать» Тарантьев.

При этом каждый из этих образов выполняет свою функцию и имеет самостоятельное значение в произведении.

Типы человеческих характеров в романе «Обломов»

В романе И. А. Гончарова ярко описаны самые разные типы человеческих характеров. Внешний облик каждого персонажа самым удивительным образом гармонирует с его внутренним миром. Например, о внешности Обломова известно, что это был человек среднего роста, который обладал приятной наружностью, у него были темно-серые глаза, пухлые руки, «безразличный» цвет лица, и он «обрюзг не по летам». Также отмечается, что Обломов был человеком с отсутствием определенной идеи, какой-либо сосредоточенности в чертах лица. Это определение уже имеет прямое отношение к психологическому складу и внутреннему миру героя. иногда Обломов бывает по-своему одухотворен. На людей он производит впечатление «добряка» и «простоты».

Писатель, рисуя черты героя, даже вещи делает частью его натуры. Например, халат Ильи Обломова он описывает так: “...как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела”. И таким образом, психология главного героя раскрывается не только в процессе анализа его душеных переживаний, но посредством изображения окружающих его вещей и предметов, обстановки, в которой он живет. О чем бы не говорилось – о внешности Обломова, о его чувствах и мыслях, о выражении его лица – во всем сквозит лень и апатия.

Характерные черты «обломовщины» в романе воплощены не только в образе главного героя, но и в образе Захара, его слуги. Интересен тот момент, что невзирая на различие в социальном положении, Захар и Обломов сродни друг другу. Они оба выросли на одной и той же почве, испытали на себе один и тот же образ жизни. обломовщина оказала разрушающее воздействие не только на господ, но и на слуг, заразив ленью и тех, и других.

При сопоставлении образов Обломова и Захара становится понятно, что их судьбы настолько сильно переплелись, что они не могут и существовать друг без друга. Обломов распоряжается слугой как любой своей вещью. В свою очередь Захар, который хоть порой и злится на своего барина за его капризы, его при этом уважал. Так же, как и обломов, Захар с тоской вспоминает Обломовку.

При этом интересно то, что с одной стороны, Захар был беззаветно предан своему барину, но с другой, бесконечно ему лгал. Кроме необычайной лени Захару были свойственны и другие пороки. Он очень любил выпить и постоянно «усчитывал» у своего барина гривенник. Таким образом, Обломов и Захар дополняют друг друга.

Эти образы романе автор противопоставляет Штольца и Ольгу. Они являются представителями совсем другого типа характера. Штольц – это олицетворение трудолюбия и энергии. С Обломовым Штольца связывает преданная и нежная детская дружба, но при этом очевиден конфликт между ними. И это не просто конфликт двух людей, это конфликт разных образов жизни. Даже внешность Штольца является противоположностью внешности Обломова. Штольц – человек долга, у него слова никогда не расходятся с делом. Он трудолюбив, реалист, деловой человек. Обломов – непрактичный и мечтательный, он душевнее, мягче Штольца.

А образ Ольги является одним из самых замечательных образов русской женщины в литературе. Ольга ненавидит «обломовщину» и всеми своими силами старается спасти своего возлюбленного. Ольга – более одухотворенная и цельная натра, нежели Штольц.

Таковы основные человеческие типы, показанные в романе «Обломов».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot