Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности изображения и восприятия лагерной жизни в прозе Б. Филиппова, И. Губермана, С. Довлатова

Определение 1

«Лагерная проза» - это тематическое ответвление русской художественно-документальной прозы, появившееся в период хрущевской «оттепели».

Творчество И. Губермана и Б. Филиппова

И.М. Губерман – российский поэт и писатель, ставший известным благодаря своим сатирическим и афористичным четверостишиям – «гарикам».

Стихотворные миниатюры И. Губермана стали появляться в «самиздате». Позднее они получили название «гарики», от домашнего имени Губермана – Гарик.

Замечание 1

Писатель использовал псевдонимы Абрам Хайям, И. Миронов.

В 1978 году в Израиле «гарики» были выпущены отдельной книгой. В 1979 году писатель был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы. Власти, желая избежать очередного политического процесса, которых в то время было слишком много, обвинили И. Губермана в уголовном преступлении. О подлинных причинах ареста И. Губерман написал в книге «Штрихи к портрету».

Статья: Особенности изображения и восприятия лагерной жизни в прозе Б. Филиппова, И. Губермана, С. Довлатова
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В лагере Губерман вел дневник. На основе дневника позже была написана книга «Прогулки вокруг барака». Произведение было написано в 1980 году, опубликовано в 1988. Автор в этой книге делится своими впечатлениями и мыслями о лагерной жизни. «Не смертельны нынешние лагеря» - пишет И. Губерман. Он пишет о том, что заключенный выходит из них гораздо хуже, чем был раньше. То, что довелось испытать поэту в лагере, он описывает тремя словами: «скука, тоска и омерзение». В книге есть и ужасающие сцены, и описание смертей заключенных. Однако содержание произведения не в этом. Книга Губермана – это история человека, который сумел, несмотря ни на что, остаться Человеком. В стихах и мемуарной прозе Губерман признается, что эти годы оказались полезными для души.

Один из самых известных деятелей русского зарубежья Б. А. Филистинский был арестован в 1936 году и осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. В лагерях Коми Филистинский просидел до 1941 года. После освобождения поселился в Новгороде.

Псевдоним Борис Филиппов Филистинский взял псоле второй мировой войны в целях конспирации. Существует мнение, что Филистинский во время Великой Отечественной войны возглавлял оккупационную полицию и принимал участие в массовых убийствах. Сам поэт категорически отрицал участи в военных преступлениях.

«Особенности изображения и восприятия лагерной жизни в прозе Б. Филиппова, И. Губермана, С. Довлатова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В 1944 году поэт опубликовал сборник стихов «Град невидимый». Свое творчество поэт посвящал России. В 1990 году вышла книга Филлипова «Кресты и перекрестки».

Лагерная проза С. Довлатова

«Каторжная» проза существует несколько веков и имеет свою «шкалу» идейных представлений. Как отмечает С. Довлатов, каторжник в этом случае является страдающей, трагической фигурой, заслуживающей восхищения и жалости, а охранник – воплощением насилия и жестокости. Именно этим «каторжная» тема отличается от лагерной прозы С. Довлатова, который считает, что делить людей на хороших и плохих глупо.

Если в произведениях В. Шаламова и А. Солженицына хронотоп зоны – тот же хронотоп борьбы, противостояния государству, то у С. Довлатова лагерь – это точная модель государства. Повесть «Зона. Записки надзирателя» состоит из четырнадцати самостоятельных эпизодов. В них рассказывается о жизни заключенных и надзирателей. Книга построена как чередование эпизодов из лагерной жизни и писем автора к издателю. Довлатов воспроизводит фрагменты своей биографии, рассказывает о лагерном быте, размышляет о лагере и воле. В книге писатель разворачивает выразительную и драматическую картину мира, охваченного жестокостью, насилием, абсурдом. Повесть – записки Алиханова, тюремного надзирателя. Но Довлатов, описывая лагерную жизнь, условия и быт, интерпретирует тему по-своему. Он в своей книге изображает не зону и заключенных, а жизнь и людей. Книга писалась в то время, когда только были опубликованы «Один день Ивана Денисовича» Солженицына и «Колымские рассказы» Шаламова. Но Довлатов не эксплуатирует их суровый жизненный материал. Он ставит акцент не на воспроизведение жестоких подробностей арестантского быта, а на выявлении жизненных соотношений добра и зла, радости и горя, которые даже в тех нечеловеческих условиях оставались неизменными. В его книге зона – это своеобразная модель государства, мира и человеческих отношений, где есть все, что должно быть в государстве:

  • Партийный аппарат,
  • Индустрия,
  • Культура.

В этом замкнутом лагерном пространстве скапливаются сосредоточены обычные для человека и в целом для жизни противоречия и разногласия.

Стиль Довлатова отличается от стиля других писателей-лагерников. Он рассматривает лагерную жизнь сквозь призму иронии, подшучивает на персонажами своего произведения. поэтому книга наполнена различными фольклорными и семиотическими моделями смехового мира писателя. Довлатов в противовес традиционным идейным моделям, где каторжник – страдалец, охранник – злодей, вычерчивает другую шкалу, которая уравнивает эти понятия. Надзиратель в художественном мире Довлатова – такая же жертва обстоятельств. В «Зоне» нет положительных и отрицательных героев, нет хороших и плохих людей. Здесь есть просто люди, со всеми их достоинствами и недостатками. Писатель выходит из рамок лагерной тематики, протестует против однонаправленного и откровенного влияния среды на человека. Во многих рассказах Довлатов возвращается к вопросу о личностной свободе. И если А. Солженицын и В. Шаламов в своих произведениях отображают обусловленность характера окружающей средой, то Довлатов акцентирует внимание на воздействие человека на среду. Писатель отказывается от границ между надзирателями и заключенными, отмечает, что они похожи, даже взаимозаменяемы. Довлатов отмечает, что его рукопись – это не законченное произведение, а хаотические записки, дневник. Все рассказы в «Зоне» автономны, но очевидно, что это целостное произведение, так как в нем соблюдаются основные принципы:

  • Связанность единым лирическим героем;
  • Общий, сознательно подобранный материал;
  • Соблюдение единства времени и места;
  • Сюжет произведения складывается из небольших историй, в которых декларируется одна идея – об абсурдности мира.

А самостоятельность рассказов достигается за счет автономности описываемого события. каждый эпизод затрагивает определенный вопрос из советской лагерной действительности. Довлатов сосредоточен на внутреннем мире героя, интерес к общественным проблемам отсутствует. Именно этим писатель сумел преодолеть тематические рамки лагерной прозы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot