Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Комедии А.П.Сумарокова: от комедии положения к комедии характеров

Определение 1

Комедия характеров — это комедия, источник смешного в которой заключается во внутренней сути, смешной однобокости, гипертрофированных чертах характера персонажей.

Особенности ранних комедий Сумарокова

Творчество А. П. Сумарокова – это образец классицизма в русской литературе. Для писателя слово является не просто инструментом для создания образов. Он непрерывно размышляет и рассуждает о сути слова. по убеждению Сумарокова, каждое слово должно употребляться в одном значении, свойственном ему. И найти это значение означает понять, какое место занимает предмет, обозначаемый этим словом, в мировом порядке.

Сумароков был талантливым литератором, и оказал большое влияние на развитие русской литературы второй половины 18 века.

Современники ставили комедии А. П. Сумарокова ниже его трагедий. Они не составили важного этапа в развитии драматургии, хоть обладали целым рядом достоинства. Сумароков первым России начал писать комедии.

Всего он написал двенадцать комедий, которые хронологически можно разделить на три группы:

  • Пьесы, написанные в 1750 году: «Пустая ссора», «Тресотиниус», «Чудовищи»;
  • Комедии, написанные в 1764-1768 гг.: «Опекун», «Приданое», «Три брата совместники», «Лихоимец», «Нарцисс», «Ядовитый»;
  • Комедии 1772 года: «Мать совместница дочери», «Рогоносец по воображению», «Вздорщица».

Писатель создавал комедии порывами и хватался за этот неблизкий ему жанр как за сильное сатирическое или полемическое оружие. Сумароков не работал долго и тщательно над своими комедиями, что видно и по их датам, и по тексту, и по пометкам автора.

В первых комедиях писателя нет даже настоящего связующего сюжета. В них есть рудимент сюжета – влюбленная пара, которая в конце сочетается браком. Однако эта любовная тема не оказывает особого влияния на ход действия. Можно сказать, что и собственно действия в первых комедиях нет. Они представляют собой ряд более-менее связанных сцен. На сцену театра одна за другой выходят комические маски. Действующие лица представляют осмеиваемые пороки. Они показывают свой порок в диалоге, который не двигает ход действия. Когда же пороки и комические диалоги исчерпываются, комедия заканчивается, а борьба за руку и сердце героини не объединяет темы и диалоги. Подобное построение комедии близко к построению площадных интермедий или сатирических сценок, в частности, петрушечной комедии. Примечательно, что в первых комедиях Сумарокова очень много действующих лиц. Например, в комедии в одном действии «Тресотиниус» десять действующих лиц, а в комедии «Чудовищи» - одиннадцать.

«Комедии А.П.Сумарокова: от комедии положения к комедии характеров» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Если на сцене первых комедий Сумарокова нет единого действия, в них нет и подлинного быта. Сценическая площадка первых комедий, как условная сцена интермедий, представляет собой условное место, в котором никто не живет, и где только появляются действующие лица для демонстрации недостатков, также изображенных условно. В этих пьесах условно-гротескная манера исполнения. Сумароков любит фарсовый комизм – смешные пикировки персонажей, драки на сцене и т.д.

Состав действующих лиц первых комедий Сумарокова определен во многом составом масок итальянской народной комедии. В ранних комедиях Сумароков кроме традиции итальянской комедии масок использовал и драматургию Гольберга, и мотивы французских пьес, в частности, Мольера.

Комедии 1764-1768 гг.

Следующие шесть комедий Сумарокова отличаются от ранних произведений, хоть многое в них и остается прежним:

  • Метод условного изображения;
  • Условные имена;
  • Отсутствие жизни на сцене.

Но изменилось построение пьес. Писатель переходит к типу комедии характеров. В центре внимания автора в каждой пьесе оказывается один образ, а остальные нужны для оттенения этого образа или для фиксации сюжета, который по-прежнему малосущественен. Например, «Опекун» - это комедия о дворянине-ростовщике Чужехвате. И этот же образ является единственным в «Лихоимце». «Ядовитый» - это пьеса о клеветнике Герострате.

Кроме центральных образов, в комедиях А. П. Сумарокова нет других характеров. Остальные действующие лица являются положительными героями. Центральные характеры писатель вырисовывает с особой тщательностью. Он обставляет их бытовыми деталями реального типа. Все они связаны со злобой дня и замыслом, и отдельными намеками.

Само движение писателя от комедии положений к комедии характеров было обусловлено не столько личной эволюцией Сумарокова, сколько влиянием, которое он испытывал со стороны комедийного репертуара того времени. первые комедии писателя открыли ему дорогу в театр. В 1756 году был организован постоянный театр, и Сумарокову требовался репертуар, в том числе и комедийный.

«Рогоносец по воображению»

Конец 60-х – начало 70-х годов характеризуется ростом оппозиционных настроений в среде разночинной интеллигенции и передового дворянства. Это был период, когда просветительская мысль была обращена к постановке крестьянского вопроса. Проблема взаимоотношений крестьян и помещиков стал решаться в разных жанрах литературы более осмысленно.

В этот период Фонвизин написал свою первую бытовую комедию «Бригадир». Это была комедия о жизни русского провинциального дворянства. Влияние «Бригадира» заметно в последних комедиях А.П.Сумарокова. Вслед за пьесой Фонвизина появилась комедия Сумарокова «Рогоносец по воображению», предвосхитившая появление фонвизинского «Недоросля».

В пьесе «Рогоносец по воображению» в центре внимания Сумарокова оказывается быт небогатых провинциальных помещиков, Хавроньи и Викула. Невежество, ограниченность интересов, недалекость – главные характеристики героев. При этом персонажи комедии Сумарокова лишены односторонности. Писатель, высмеивая нелепость и дикость этих людей, рассуждающих только о жнитве, севе, курах, умолоте, людей, у которых крестьяне ходят по миру, показывает и черты, которые вызывают сочувствие. Хавронья и Викул трогают читателя своей взаимной привязанностью. Комедия «Рогоносец по воображению» считается вершиной комедийного творчества А. П. Сумарокова.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot