Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические портреты детей в рассказах А. П. Чехова

Замечание 1

Сборник рассказов – это отдельное издание группы рассказов, как правило, одного автора.

Мир детства в рассказах А. П. Чехова

А. П. Чехов, не выделяя для себя детскую тему как отдельную, вводит ребенка в круг персонажей своих произведений. Особенно интересны его рассказы о детях, написанные во второй половине 80-х годов:

  • «Ванька»,
  • «Детвора»,
  • «Кухарка женится»,
  • «Гриша»,
  • «Спать хочется»,
  • «Событие»,
  • «На страстной неделе» и т.д.

Эти рассказы неоднородны. Героями произведений становятся дети разного возраста, разного социального положения. В рассказах присутствует разный эмоциональный тон. Некоторые произведения представляют собой небольшие психологические этюды. Например, в рассказе «Гриша» в центре внимания оказывается обычная, непримечательная прогулка трехлетнего ребенка. В рассказе «Детвора» несколько детей разного возраста играют в лото, затем нечаянно засыпают на маминой кровати. Произведения передают детское восприятие мира, обаяние детства. В них автор не поднимает серьезных проблем.

Статья: Психологические портреты детей в рассказах А. П. Чехова
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В других рассказах Чехов показывает драматизм положения ребенка в мире взрослых. В таких произведениях часто изображается жестокость мира по отношению к ребенку. В первую очередь к таким рассказам относятся «Спать хочется» и «Ванька». В этих произведениях автор показывает, как детям-сиротам приходится трудно в чужом доме.

В центре внимания рассказов Чехова о детях оказывается противопоставление двух миров, равных по значимости – детского и взрослого. Персонаж-ребенок в прозе Чехова не изолирован от остальных персонажей, он действует в сложном, многосоставном мире наравне с остальными.

Чехова считают знатоком детского поведения и детской психологии. Читателя поражают его фантазия, наблюдательность, дар перевоплощения и умение смотреть на мир глазами своих героев. Чехов передает острую способность детского взгляда видеть красоту. В детском восприятии даже тусклые краски выглядят яркими. В представлении писателя каждый ребенок – это личность, которая обладает своими определенными чертами, привычками, способностями, интересами. Независимо от возраста дети во многом беспомощны. Но они бескорыстны, в отличие от взрослых, готовы прощать окружающих. Детская душа мягче. Оттого окружающий мир, в котором мало тепла, любви, доброты, ребенку кажется непонятным, страшным, чуждым.

«Психологические портреты детей в рассказах А. П. Чехова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Дети, изображенные в рассказах Чехова, часто угнетенные, подневольные, страждущие существа. Чехов пишет о том, что хорошо знает сам, что ему довелось выстрадать, наблюдать. Он сочувствует, сопереживает героям, остро ощущает их несчастье.

Мир ребенка для писателя – это особый мир, а дети - особые люди. Писателя не привлекала собственно детская литература, но его очень волновала стихия детства, притягивал внутренний мир ребенка, не испорченного влиянием общественной среды.

Одной из ключевых идей рассказов Чехова о детях является то, что ребенок уже в раннем возрасте имеет определенные черты характера. Ребенок, по мнению писателя, это уже сформировавшаяся личность. Однако дети еще далеки от взрослой жизни, они не имеют такого опыта, у них нет затянувшихся душевных ран, которые неизбежно возникают с возрастом. Дети живут в своем мире, наивном, полном добра, доверия, любви и иллюзий.

Детские рассказы А.П. Чехова – это одна из форм выражения его идеала, художественная конструкция взаимосвязей между людьми. Писатель своими рассказами о «недетской» жизни детей говорит о том, что ребенок имеет право быть собой, а детство должно оставаться детством.

Образы детей в произведениях А. П. Чехова

В произведениях Чехова дети изображены подробно (например, «Беглец», «Ванька»), или эпизодично («Альбом», «Степь»). Но в любом случае впечатления от их образов играют важную роль в восприятии текста.

Несмотря на то, что у писателя не было своих детей, он был искусным изобразителем детства. Однако если часто бездетные писатели идеализируют детей, изображают их как «милых плутов», то Чехов изучает своих героев в разных жизненных ситуациях, объясняет мотивы их поступков и поведения.

Самым маленьким героем рассказов Чехова является Гриша («Гриша») – ему всего 2 года 8 месяцев. Писатель сообщает точный возраст ребенка, так как в раннем детстве каждый месяц влияет на развитие. В рассказе взрослые заботятся о физическом состоянии ребенка – мама и няня его кормят, одевают, укладывают спать. Мальчику отлично известен четырехугольный мир комнаты – мама ему напоминает куклу, кошка – шубу, в комнате есть часы с маятником, множество игрушек, что свидетельствует о благосостоянии семьи. На прогулку Гриша отправляется с няней. Новый мир улицы путает сознание Гриши, пугает его, все вокруг вызывает недоумение и робость. Нянька же равнодушна и никак не комментирует происходящее. Ребенок одет тепло и ему жарко на «апрельском солнце», однако няня этого не замечает.

Гриша после возвращения с прогулки пытается рассказать матери о прогулке, но не может этого толком сделать. Вечером перевозбужденный ребенок плачет, а мама дает ему касторку. Она не может понять психологическое состояние ребенка, его переполненность впечатлениями и измученность прогулкой.

Одной из любимых идей Чехова, лежащих в основе многих произведений, является идея ласки, сочувствия, оберега тонкой душевной организации ребенка. Одним из таких произведений является рассказ «Беглец». Это произведение о семилетнем Пашке Галактионове, которого мать-крестьянка привела в больницу осенью, хотя у мальчика болит рука еще с Пасхи. Сустав распух, врач ругает за запущенную болезнь и предлагает операцию. Мальчик в больнице впервые, он боится новой обстановки, людей, запахов.

Мальчика оставляют в больнице. В дооперационный период произошло много хорошего. Но были и события, которые вынудили Пашку бежать домой – мальчик видел старика, кашляющего со свистом, мужика, страдающего от оспы, вынос мертвеца. Пашка решился на побег – выбежал в больничный двор и остановился в нерешительности, увидев за корпусом могильные кресты кладбища. Тогда он бросился назад, к окну, за которым увидел доктора. В рассказе Чехов показывает амбивалентность чувств ребенка – это естественное отражение стресса в детском организме.

Объективность не позволяет писателю в детской теме предаваться только умилению. Все дети разные, и это он подчеркивает в своих произведениях.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot