Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Технологии обучения

  • ⌛ 2020 год
  • 👀 362 просмотра
  • 📌 285 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Технологии обучения» docx
Лекция от 08.04.2020 Технологии обучения В конце текста лекции сноска на информацию о новаторской педагогической технологии Шаталова В.Ф. , его книга, более двухсот страниц. Список литературы по обучению: 1. 100 способов мотивации/С.Чандлер, С.Р. Ричардсон.-Минск, Поппури,2014 2. Искусство обучать : как сделать любое обучение нескучным и эффективным/Дж.Дирксен.- М.: Иванов и Фербер, 2013 3. Искусство объяснять: как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова/Л.Лефевр.-М.: Манн Иванов и Фербер, 2013 4. Коучинг в обучении: практические методы и техники/Э.Парслоу, М.Рэй.-С.Петербург, Птер, 2003 5. От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений/Д.Лемов, Э.Вулвей, К.Ецци.М.:Манн, Иванов и Фербер, 2003 Понятие «педагогические технологии» долго не приживалось в педагогике, поскольку педагогике как гуманитарной науке привычнее и понятнее термин «способы обучения». Однако техника влияет не только на развитие какой - либо отрасли науки и техники, но и на учебный процесс. В 50-х годах в высших и средних учебных заведениях появилось множество технических средств обучения (ТСО). Сначала это были тумблерные тренажёры и дисплейные устройства, а затем появились компьютеры. В 60-70-е годы на ТСО возлагались большие надежды. Но со временем пришло понимание, что техника – это положительный, но не решающий фактор в обучении, что её нужно использовать не вместо преподавателя, а там, где это уместно. С внедрением техники в учебный процесс на Западе заговорили о технологии обучения, связывая её вначале именно с ТСО. В России расширили понятие «технология обучения» до термина «педагогические технологии», понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса. Само слово «технология» (от гр. techne – «искусство, ремесло, наука» + logos – «понятие, учение») означает совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов. Существует ли различие между дидактикой и педагогическими технологиями? Да. Коротко можно сказать так: дидактика – это теория образования в целом, а педагогическая технология – это конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной, реально выполняемой цели обучения, воспитания и развития человека. Ставится не просто общая цель, а разрабатываются научно обоснованные конкретные цели по этапам обучения, содержание, способы и средства достижения этих целей. При разработке технологии обучения прогнозируется конкретная деятельность преподавателя и обучаемого с использованием ТСО или без них. Существует мнение, что педагогика – это искусство. Но искусство посильно не каждому, а только мастеру своего дела, обладающему определёнными способностями. Не все преподаватели обладают педагогическим мастерством, но овладеть педагогической технологией сможет каждый, т. к. искусство основано на интуиции, а технология – на чётко продуманном алгоритме действий. Рассмотрим наиболее популярные и применяемые в педагогической деятельности технологии обучения, которые в традиционной педагогике называют активными методами обучения: проблемное, программированное, адаптивное, модульное, суггестивное обучение, деловые игры, а также традиционную технологию обучения. Традиционная технология обучения Традиционная технология обучения использует два метода: 1) Объяснительно-иллюстративный метод обучения. Преподаватель объясняет и наглядно иллюстрирует учебный материал – это осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т. п. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание, в результате чего формируются знания-знакомства. 2) Репродуктивный метод. Преподаватель составляет задание для учеников на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т. д., в результате формируются знания-копии. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный – методы традиционного обучения, главная идея которого заключается в передаче готовых известных знаний от учителя учащимся. Недостатки традиционного обучения многочисленны: 1) усреднённый общий темп изучения материала; 2) единый усреднённый объём знаний, усваиваемых учащимися; 3) большинство знаний ученики получают в готовом виде через преподавателя без опоры на самостоятельную работу, в результате ученики «разучиваются думать»; 4) трудно каждый раз проверить, а усваиваются ли учащимися сообщаемые знания; 5) преобладают словесные методы изложения материала, что рассеивает внимание; 6) затруднена самостоятельная работа учеников с учебником из-за недостаточной расчленённости учебного материала; 7) преобладают нагрузки на память ученика, т. к. надо по памяти воспроизводить учебный материал. У кого лучше память, тот успешнее воспроизводит и у него выше отметка. Однако, в профессиональной деятельности методы заучивания и точного воспроизведения информации не требуются, а требуется умение находить нужную информацию для решения производственной задачи, умение находить самостоятельное творческое решение в нестандартных ситуациях. Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения и в реальной профессиональной деятельности. Программированное обучение (ПО) В 30-х годах в СССР появились учебники по иностранным языкам с элементами программированного обучения (ПО). Идея не получила широкого распространения в России, но была взята на вооружение Западом и в 60-х годах несколько изменённой вернулась в СССР. Её активно разрабатывал американский психолог, представитель бихевиоризма Беррес Фредерик Скиннер. Суть идеи программированного обучения заключалась в стремлении повысить эффективность управления учебным процессом путём построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о нём. Опираясь на учение И. П. Павлова и классический бихевиоризм, Скиннер и его последователи выявили законы, по которым формируется поведение. В основу технологии программированного обучения Скиннер положил два требования: 1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю; 2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся. В концепции бихевиористов нет принципиальной разницы между обучением животных и человека. В качестве стимула каждый шаг продвижения укреплял человека в хорошем мнении о себе. Скиннер разрабатывал линейные программы, в которых обучаемый знакомился с каждой порцией материала в заданной последовательности: 1 2 3 4 ….. n. Чтобы ответить на вопрос, нужно выбрать либо один из предлагаемых вариантов, либо дать свой ответ. Такая программа предполагает, что учащийся не сделает ошибки в ответе. В 1954 г. Скиннер проверил свою программу на студентах университета и получил отрицательный результат. Линейная программа успеха не принесла. Другим видным представителем американской технологии программированного обучения является Норман Аллисон Краудер. Предлагая дифференцированный подход к ученикам, он разработал разветвлённую программу обучения. В разветвлённой программе ответ используется для того, чтобы вести обучающегося дальше по одному из разветвлений. Краудер, в отличие от Скиннера, предполагает, что ученик может допустить ошибку, и тогда надо дать ему возможность уяснить эту ошибку, исправить её, потренироваться для закрепления материала, т. е., в программе Краудера каждый ответ используется для выявления возможных ошибок учащихся и определения, что делать дальше. К 80-м годам в СССР сложились две точки зрения на программированное обучение. Представителем одной из них является Н. Ф. Талызина (МГУ) и её школа, рассматривающие программированное обучение как систему управления. Н. Ф. Талызина пишет: «Вопрос о сочетании обычного обучения с программированным, по нашему мнению, должен формулироваться так: как найти правильное сочетание плохо управляемого обучения (обычного) с обучением эффективно управляемым (программированным)». Основываясь на недостатках традиционного обучения, Н. Ф. Талызина приходит к выводу, что непрограммируемое (традиционное) обучение – малоуправляемый процесс. Несмотря на недостатки традиционного обучения, нельзя согласиться с Н. Ф. Талызиной и определять обычное, т. е. непрограммированное, обучение как плохой, неуправляемый процесс. Программированное обучение включает работу по жёсткому алгоритму, поэтому управлять процессом достаточно легко. Однако не всё поддаётся алгоритмизации, поэтому Н. Ф. Талызина предлагает применять программированное обучение, когда это посчитает необходимым учитель, т. е. по ходу урока, без жёсткой реализации заранее выработанных предписаний. Есть задачи, которые имеют однозначный ответ, решение их может быть достигнуто благодаря чёткому алгоритму – инструкции действий. Они-то и могут быть объектами программирования. Однако имеется множество эвристических задач, имеющих оригинальное множество решений, – для работы с такими задачами необходимо традиционное обучение. Гордон Пасек, программист из Великобритании, говорил о том, что необходимо учитывать разнообразие поведения учеников в учебном процессе. Система программированного обучения должна вести вперед, но если у кого-то наблюдаются непонимание, отставание, система даст возможность тренировки для того, кто отстаёт. Программированное обучение характеризуется совокупностью пяти признаков: 1) наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма её достижения; 2) расчленённость учебной программы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают выполнение каждого шага; 3) завершение каждого шага самопроверкой, результаты которой дают возможность судить о том, насколько он успешен, и предложения ученику достаточно эффективного средства для этой самопроверки, а если требуется, то и соответствующей коррекции; 4) использование автоматического, полуавтоматического контроля; 5) индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах). Создание программированных пособий – это труд, но, как говорил В. А. Сухомлинский, труд включает три понятия: «Надо, трудно, прекрасно». Программированные пособия отличаются от традиционных тем, что в них программируется не только учебный материал, но и алгоритм его усвоения, контроль за ним. При обучении очень важно вовремя отметить образование смысловых барьеров. Они возникают, когда преподаватель, оперируя определёнными понятиями, подразумевает одно, а учащиеся понимают другое. Часто, даже опытный лектор задаёт аудитории вопрос: «Поняли?» И получает утвердительный ответ. Но ни лектор, ни слушатели не подозревают, что могли понять не так, как надо было бы. Смысловые барьеры не возникают при программированном обучении. Программированное обучение строится на основе точных инструкций, которые обязательно включают обратную связь, следовательно, любое непонимание будет сразу устранено. Основой программированного обучения является обучающая программа. Обучающая программа выполняет ряд функций преподавателя: 1) служит источником информации; 2) организует учебный процесс; 3) контролирует степень усвоения материала; 4) регулирует темп изучения предмета; 5) даёт необходимые разъяснения; 6) предупреждает ошибки и т. д. Действие ученика, как правило, немедленно контролируется ответами. Если действие выполнено правильно, то ученику предлагается перейти к следующему шагу. При неверном действии в обучающей программе обычно разъясняются характерные ошибки, допущенные учеником. Обучающая программа имеет определённую структуру. Она начинается со вступительной части, в которой преподаватель непосредственно обращается к ученику, указывая цель программы, заинтересовывает ученика, даёт краткую инструкцию по работе с программой. Основная часть обучающей программы состоит из шагов. Они бывают ознакомительными, ознакомительно - тренировочными или тренировочными. Каждый шаг может включать несколько кадров, если это компьютерная обучающая программа. На одном даётся краткая, поддающаяся измерению информация и затем задание или вопрос, чтобы ученик мог дать своё решение, ответить на поставленный вопрос, т. е. совершить какую-то операцию. Если ученик ответил правильно, высвечивается информация, подтверждающая правильность его ответа, и даётся стимул для дальнейшей работы. Если ученик ответил неточно или неверно, появляется кадр с наводящими вопросами или разъясняющей его ошибку информацией. В заключительной части обучающей программы обобщена вся информация, помещённая в ней. Технология программированного обучения в СССР разрабатывалась преподавателями-энтузиастами. В настоящее время очевиден спад использования безмашинного программированного обучения, но зато увеличился интерес к использованию компьютерных обучающих программ, основанных на технологии программированного обучения. Программированное обучение имеет свои плюсы и минусы. Положительным является индивидуализация обучения, активизация самостоятельной работы учеников, развитие их внимания, наблюдательности; обратная связь обеспечивает прочность усвоения материала; работа по жёсткому алгоритму способствует их логическому мышлению, но частая работа по заданному алгоритму приучает учащихся к исполнительской деятельности, отрицательно сказывается на развитии творческого мышления. Разработка обучающей программы – это всегда огромный труд для преподавателя. Проблемное обучение Проблемное обучение так же, как и программированное, относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой-либо задачи, проблемы (от гр. problema – «задача, задание»). В широком смысле, проблема – это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. В 80-е годы XX века в педагогической литературе появился целый ряд работ, посвящённых проблемному обучению. Проблемное обучение – это не абсолютно новое явление в педагогике. На важность проблемного обучения указывали такие педагоги, как Сократ, Руссо, Дистервег, Чернышевский, Пирогов, Ушинский, Д. Дьюи. В проблемном обучении, в отличие от традиционного – иная система мотивации, акцент делается на интеллектуальном побуждении. В проблемном обучении различают: проблемный вопрос, проблемную задачу, проблемную ситуацию и проблему. Проблемный вопрос – это одноактное действие. Например, почему говорят: «Завтра ожидается холодный южный ветер?» Может ли быть горячий снег, жареный лёд и т. п.? Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать. Проблемная задача предполагает ряд действий. Для её решения ученику нужно самостоятельно провести частичный поиск. Проблемная ситуация – это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми ему способами и должен найти новый. Тут возникает потребность активно мыслить и, главное, ответить на вопрос «почему». Проблемная ситуация заставляет человека думать и действовать. В этом – суть проблемного обучения. Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 1) Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении с учениками (проблемное изложение). 2) Преподаватель ставит проблему, ученик самостоятельно или под руководством преподавателя решает её (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений. 3) Ученик ставит проблему, преподаватель помогает её решить. 4) Ученик сам ставит проблему и сам её решает. Третий и четвёртый уровни – это исследовательский уровень. Преподаватель выбирает, какой уровень подходит в зависимости от уровня подготовки учеников. Итак, проблемное обучение на третьем, четвёртом уровне, а иногда и на втором, связано с исследованием, следовательно, проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого ученики усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения: большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т. п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ведь они добываются учениками самостоятельно. Важно, что при проблемном обучении эксплуатируется «эффект неоконченного действия», открытый Б. В. Зейгарник. Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше: «между началом действия и ожидаемым результатом сохраняется актуальная связь, и нас мучит недоделанное, помнится не доведённое до конца. Оно всегда живо в нас, всегда в настоящем». К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднения у учеников в учебном процессе, поэтому на осмысление задачи и поиски путей её решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, как и при программированном обучении, разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять проблемное обучение. Педагогическая система В. Ф. Шаталова В. Ф. Шаталов, учитель-новатор, разработал в 70-х годах свою стройную педагогическую технологию обучения, которая была названа его именем. В. Ф. Шаталов, по его словам, не открыл ничего нового, просто взял на вооружение рациональные идеи из педагогики и психологии. Особый акцент он делает на интересе учеников, развивает их активность, вносит элемент соревнования. Работает так, чтобы у всех всё получалось, все добивались успеха, который порождает уверенность в себе и, соответственно, следующий успех. Ученику становится интересно, когда у него начинает получаться. Основные принципы технологии В. Ф. Шаталова: 1. Объяснять материал предельно понятно, даже упрощённо, для чего следует: А. снимать лишние нагрузки на внимание, повторяя одно и то же 3-4 раза разными словами; Б. давать за один урок не одну теорему, а обучать крупным блоком, в котором «темы взаимосвязаны»; В. передавать ученикам самую суть, тогда уменьшается объём материала для запоминания. В результате материал хорошо понимается и запоминается на 70%. Работает логическая память, а она эффективнее механической. 2. Не разрешать, чтобы учащиеся одновременно слушали и записывали. Он разрывает эти два процесса, т. е. использует закономерность: распределять внимание на письмо и понимание, так как аудирование развито не у всех одинаково. Сначала учащиеся слушают, потом они либо записывают, либо Шаталов даёт им возможность повторить. 3. Осуществлять опережающее рассмотрение теории, закреплять её в блок-схемах или опорных конспектах, в которых кратко отражается логическая последовательность материала. Учебный материал зарисовывать в блок-схемы красочно, ярко, необычно, использовать закономерность зрительного восприятия. Эффективность работы памяти повышается, когда ученик сам составляет логический план или опорный конспект. Опорные конспекты облегчают запоминание, дают возможность самоконтроля, взаимоконтроля и контроля со стороны родителей. 4. Вести контроль знаний учащихся по блок-схемам. Учащийся должен по памяти нарисовать этот опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала. Использовать закон забывания Эббингауза. Больше всего забывается информации сразу после предъявления, поэтому активно повторять её надо в первые три дня. Контролировать усвоение нового материала сначала нужно ежедневно, а примерно через месяц процесс забывания идёт медленнее, и можно проводить отсроченный контроль. 5. Проводить занятия в пределах традиционного обучения с опорой на память, но не исключать и мышление учащихся. 6. Создавать в классе такую атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно. Это является главной предпосылкой для творчества и активности. 7. Применять принцип поурочного балла, т. е. спрашивать каждого учащегося на каждом уроке. В. Ф. Шаталов организовал разнообразный контроль, ввёл новые формы опроса учащихся. 8. Дать каждому учащемуся возможность улучшить свой балл. Этот принцип называется «открытые перспективы». Причём не тогда, когда вызовет преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свою отметку. 9. Гуманное отношение к учащимся и родителям. Например, часто в семье бывают конфликты у родителей с детьми из-за того, что в дневнике не записано домашнее задание. У Шаталова такого быть не могло, он давал учащимся на уроке от двух минут до двух секунд, чтобы они проконтролировали правильности записи домашнего задания у одноклассников в дневнике. Такой простой профилактический приём бережёт нервы учащихся и их родителей. Подобных приёмов у В. Ф. Шаталова множество, особенно это касается его умения «беречь двойку», т. е. проводить профилактику, чтобы её не было. В целом, суть педагогической технологии В. Ф. Шаталова выражается в том, чтобы учащийся представлял, понимал, помнил и применял свои знания в нестандартных условиях. Домашнее задание: прочитать книгу Шаталов В.Ф. - Эксперимент продолжается. - М. - Педагогика. – 1989 https://vk.com/doc220925171_437782036?hash=c256a470a670f60f55&dl=caf9f908b5419856f4 Задание: Это обязательный вопрос для каждого на экзамене в июне 2020г. 1)Написать содержательный отзыв о данной педагогической технологии. Насколько она адекватна при обучении в цифровую эпоху? Если не адекватна, или адекватна, то почему? 2)Почему, на ваш взгляд, сейчас нет таких увлеченных педагогов, создающих собственный интеллектуальный продукт? При любом ответе дайте обоснованное мнение. Количество слов в тексте ответа не важно, важна содержательность и смысл. Это открытые вопросы, на которые не следует отвечать ДА, или НЕТ, Сомневаюсь. В этом случае ответ не засчитывается. Своё индивидуально выполненное задание положите в свой файл с домашними заданиями, ответите на экзамене, надеюсь, ответ будет не стереотипным, шаблонным, а творческим и оригинальным.
«Технологии обучения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot