Справочник от Автор24
Педагогика

Конспект лекции
«Сущность образования как педагогической категории»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по педагогике / Сущность образования как педагогической категории

Выбери формат для чтения

pptx

Конспект лекции по дисциплине «Сущность образования как педагогической категории», pptx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Сущность образования как педагогической категории». pptx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Сущность образования как педагогической категории», текстовый формат

Лекция 2 Тема: Сущность образования как педагогической категории 1. Понятие образования. Образование система. 2. Модели образования. 3. Основные элементы образования. как Образование — процесс овладения системой научных знаний, познавательных умений и навыков. «Образование» рассматривается как совокупность следующих факторов: –– знания, раскрывающие картину мира; –– опыт осуществления известных для человека способов деятельности; –– опыт творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие у человека способности к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества; –– опыт ценностного отношения к миру. Образование как система — совокупность преемственных программ и федеральных государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Образовательные системы — социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. Основные элемент ы образования это системы:  дошкольного, школьного, среднего специального, Высшего, послевузовского дополнительного образования. Модели образования •Модель образования как государственноведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. • Модель развивающегося образования (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.) предполагает организацию образования как особой инфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. • Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.) — модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого, роль которого сводится в основном к их воспроизведению. • Рационалист ическая модель образования (Б. Блум, Б. Скиннер) предполагает такую его организацию, которая обеспечивает приспособление человека к существующему обществу • Феноменологическая модель образования (Р. Бернс, К. Роджерс) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуальнопсихологических особенностей обучающихся, их интересов и потребностей. • Неинст ит уциональная модель образования (П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в частности, школ и вузов. Основные элементы образования • • • • • • • • цели образования; содержание образования; средства и способы получения образования; формы организации образовательного процесса; реальный образовательный процесс как единство обучения, воспитания и развития человека; субъекты и объекты образовательного процесса; образовательная среда; результат образования. • Образовательны е цели — сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем. • Содерж ание образования в образовательном учреждении — содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося); оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения. Выделяют следующие уровни образования:  общее (овладение основами фундаментальных знаний);  политехническое (вооружение системой представлений об основах современного производства);  профессиональное (подготовка к определенной трудовой практической деятельности). Способы конст руирования и ст рукт урирования содерж ания образования:  Линейное пост роение учебного материала – отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы — учебный курс. Каждая часть изучается только один раз.  Концент рический способ. Используется, если один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и усваивается на новом уровне.  Спиралеобразны й способ. Ставится проблема, к решению которой ученики и учитель возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и умений из разных сфер.  Модульны й способ. Содержание каждой учебной темы перераспределяется по следующим направлениям: –– ориентационное, методологическое ; –– содержательно-описательное; –– операционально-деятельностное; –– контрольно-проверочное. Формы получения образования:  дневная и вечерняя;  индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат);  дистанционное обучение (от англ. Distance — расстояние)  заочная форма Формы организации образовательного процесса:  урок (35 или 45 минут) — основная форма обучения в школе;  лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без) — основная форма обучения в вузе;  семинар — практическое занятие всей учебной группы;  практикум — практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;  учебная экскурсия;  групповые или индивидуальные консультации. Формы организации с учетом общения:  индивидуально-обособленная учебная работа;  парная;  групповые (3–7, 20–40 чел.);  коллективная форма учебных занятий. Системы обучения:  классно-урочная;  лекционно-практическая, курсовая;  бригадно-групповая (3–7 чел.);  Индивидуальная;  кабинетная (общение в парах);  система интенсивного (ускоренного) обучения;  система политехнического обучения;  система разноуровневого обучения и др. Свойст ва системы образования:  Система образования эффективна, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем.  Система образования ориентирована на будущее.  Система образования постоянно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления. Образование как процесс Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы, изменение ее состояния за конкретный временной период. Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:  двусторонность взаимодействия педагога и ученика;  направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;  единство содержательной и процессуальной сторон;  взаимосвязь всех структурных элементов: цели и содержания образования и средств достижения образовательных задач — результата образования;  реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека. Образование как процесс — освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойст вами: Гуманизация образования — ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека. Гуманитаризация — ориентация на освоение содержания образования, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека. Диф ф еренциация — ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Диверсиф икация — широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления. Стандарт изация — это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта. Многовариант ност ь означает создание в образовательной системе условий выбора. Многоуровневост ь — организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки к жизни и деятельности в современных условиях. Информатизация образования связана с широким использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Индивидуализация — учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Непреры вность – процесс постоянного образования — самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. Основания для развит ия образования — это новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы. Выделяют различные уровни образования:  начальное,  неполное среднее,  среднее,  высшее образование.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Педагогика

Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогических исследований

Лекция 5. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогических исследований Вопросы лекции: 5.1. Сущность и специфика теоретическ...

Педагогика

Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура

Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий компонент процесса обучения. План 1. Сущность процесса о...

Педагогика

Педагогика как наука

ЛЕКЦИЯ 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА 1. 2. 3. 4. 5. ПЛАН Сущность педагогики как науки, ее объект, предмет, функции, задачи. Основные педагогические категор...

Педагогика

Воспитание как общественное и педагогическое явление

Педагогика: Теория и методика воспитания Лекция 1. Тема: Воспитание как общественное и педагогическое явление(4ч.) План 1. Воспитание как культурно- и...

Социальная работа

Деонтология социальной педагогики и профессиональной деятельности социального педагога

Лекция 3 Деонтология социальной педагогики и профессиональной деятельности социального педагога Для социальной педагогики, социально-педагогического н...

Педагогика

Сущность воспитания. Воспитание в системе общего и профессионального образования

Тема IV. Сущность воспитания. Воспитание в системе общего и профессионального образования План 1. Сущность воспитания 2. Становление теории и методики...

Педагогика

Педагогика

Педагогическое НАСЛЕДИЕ Б. Т. Лихачев Педагогика Курс лекций Под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.А. Сластенина Москва ГУМАНИТАРНЫЙ...

Автор лекции

Лихачев Б.Т.

Авторы

Социальная работа

Деонтология профессиональной деятельности специалиста социальной сферы, ее предмет и задачи

Лекция 2 Деонтология профессиональной деятельности специалиста социальной сферы, ее предмет и задачи Деонтология профессиональной деятельности сложила...

Педагогика

Коррекционная педагогика

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ Савина Тат ьяна Александровна Доцент кафедры психологии семьи и детст ва РГГУ, к.п.н, до...

Автор лекции

Савина Т.А.

Авторы

Педагогика

Управление дошкольным образованием

Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Учебно-методическое пособие для с...

Автор лекции

Г.Н. Казаручик

Авторы

Смотреть все