Конспект лекции по дисциплине «Сущность образования как педагогической категории», pptx

Файл загружается
Благодарим за ожидание, осталось немного.
Конспект лекции по дисциплине «Сущность образования как педагогической категории», текстовый формат
Лекция 2 Тема: Сущность образования как педагогической категории 1. Понятие образования. Образование система. 2. Модели образования. 3. Основные элементы образования. как Образование — процесс овладения системой научных знаний, познавательных умений и навыков. «Образование» рассматривается как совокупность следующих факторов: –– знания, раскрывающие картину мира; –– опыт осуществления известных для человека способов деятельности; –– опыт творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие у человека способности к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества; –– опыт ценностного отношения к миру. Образование как система — совокупность преемственных программ и федеральных государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Образовательные системы — социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. Основные элемент ы образования это системы: дошкольного, школьного, среднего специального, Высшего, послевузовского дополнительного образования. Модели образования •Модель образования как государственноведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. • Модель развивающегося образования (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.) предполагает организацию образования как особой инфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. • Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.) — модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого, роль которого сводится в основном к их воспроизведению. • Рационалист ическая модель образования (Б. Блум, Б. Скиннер) предполагает такую его организацию, которая обеспечивает приспособление человека к существующему обществу • Феноменологическая модель образования (Р. Бернс, К. Роджерс) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуальнопсихологических особенностей обучающихся, их интересов и потребностей. • Неинст ит уциональная модель образования (П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в частности, школ и вузов. Основные элементы образования • • • • • • • • цели образования; содержание образования; средства и способы получения образования; формы организации образовательного процесса; реальный образовательный процесс как единство обучения, воспитания и развития человека; субъекты и объекты образовательного процесса; образовательная среда; результат образования. • Образовательны е цели — сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем. • Содерж ание образования в образовательном учреждении — содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося); оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения. Выделяют следующие уровни образования: общее (овладение основами фундаментальных знаний); политехническое (вооружение системой представлений об основах современного производства); профессиональное (подготовка к определенной трудовой практической деятельности). Способы конст руирования и ст рукт урирования содерж ания образования: Линейное пост роение учебного материала – отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы — учебный курс. Каждая часть изучается только один раз. Концент рический способ. Используется, если один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и усваивается на новом уровне. Спиралеобразны й способ. Ставится проблема, к решению которой ученики и учитель возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и умений из разных сфер. Модульны й способ. Содержание каждой учебной темы перераспределяется по следующим направлениям: –– ориентационное, методологическое ; –– содержательно-описательное; –– операционально-деятельностное; –– контрольно-проверочное. Формы получения образования: дневная и вечерняя; индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат); дистанционное обучение (от англ. Distance — расстояние) заочная форма Формы организации образовательного процесса: урок (35 или 45 минут) — основная форма обучения в школе; лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без) — основная форма обучения в вузе; семинар — практическое занятие всей учебной группы; практикум — практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования; учебная экскурсия; групповые или индивидуальные консультации. Формы организации с учетом общения: индивидуально-обособленная учебная работа; парная; групповые (3–7, 20–40 чел.); коллективная форма учебных занятий. Системы обучения: классно-урочная; лекционно-практическая, курсовая; бригадно-групповая (3–7 чел.); Индивидуальная; кабинетная (общение в парах); система интенсивного (ускоренного) обучения; система политехнического обучения; система разноуровневого обучения и др. Свойст ва системы образования: Система образования эффективна, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем. Система образования ориентирована на будущее. Система образования постоянно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления. Образование как процесс Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы, изменение ее состояния за конкретный временной период. Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания: двусторонность взаимодействия педагога и ученика; направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности; единство содержательной и процессуальной сторон; взаимосвязь всех структурных элементов: цели и содержания образования и средств достижения образовательных задач — результата образования; реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека. Образование как процесс — освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойст вами: Гуманизация образования — ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека. Гуманитаризация — ориентация на освоение содержания образования, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека. Диф ф еренциация — ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Диверсиф икация — широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления. Стандарт изация — это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта. Многовариант ност ь означает создание в образовательной системе условий выбора. Многоуровневост ь — организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки к жизни и деятельности в современных условиях. Информатизация образования связана с широким использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Индивидуализация — учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Непреры вность – процесс постоянного образования — самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. Основания для развит ия образования — это новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы. Выделяют различные уровни образования: начальное, неполное среднее, среднее, высшее образование.