Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предпринимательство в креативных индустриях. Креативная экономика. Креативные индустрии. Методы инновационного мышления

  • 👀 968 просмотров
  • 📌 931 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предпринимательство в креативных индустриях. Креативная экономика. Креативные индустрии. Методы инновационного мышления» docx
Предпринимательство в креативных индустриях Рассмотрим, что такое креативная экономика. Сразу стоит обратить внимание, что креативная экономика не имеет единого определения. В настоящий момент, это разрабатывающаяся концепция, которая состоит из различных точек зрения каждого автора или каждой организации. Тем не менее, попробуем дать какое-то определение креативной экономики. Основу креативной экономики составляют знания. Креативная экономика представляет собой хозяйственную, экономическую деятельность, основанную на знаниях. Креативная экономика сочетает творчество и экономическую целесообразность. А также креативная экономика образуется совокупностью креативных индустрий. Основой креативной экономики являются знания. Совокупность знаний, технологий и экономической деятельности формирует экономику знаний. Основу экономики знаний составляют высокотехнологичные индустрии или отрасли промышленности. Добавление творческой составляющей, креативности, творческих идей создаёт креативную экономику, основой которой и будут выступать и креативные индустрии. Таким образом, мы видим, что экономика знаний и креативная экономика находятся в тесной взаимосвязи между собой, посредством создания и развития высокотехнологичных индустрий и креативных индустрий. Итак, попробуем дать определение понятию "креативная экономика". Креативная экономика как элемент мировой и/или национальной экономической системы представляет собой сочетание и взаимодействие идей, творчества, то есть субъективный "человеческий" аспект, и знаний, и технологий (это будет объективный аспект). В креативной экономике экономические активы, основанные на знаниях, обеспечивают развитие и межсекционные связи на уровнях микро- и макроэкономики, национальной и глобальной экономики. Следует отметить, что отличительной чертой креативной экономики является творчество, создание нового, и генерирование идей. Однако, генерирование идей и творчество, это исключительно функция человека, и представляет собой созидательный процесс. Знания, на которых основана креативная экономика, и высокие технологии - это уже результат объективной категории, которой часто зафиксированы в форме интеллектуальной собственности. Центральным ядром креативной экономики являются креативные индустрии. Социальный аспект связан с созданием рабочих мест, вовлечением населения в социальные процессы, развитием человеческого и интеллектуального капитала. Культурный аспект креативной экономики - это создание объектов культуры, эстетической ценности, продуктов, удовлетворяющих интеллектуальные и эстетические потребности. Экономический аспект - это, например, рост доходов населения, и общего уровня благосостояния населения за счёт вовлечения в процессе создания ценности и внутреннего продукта, а также обеспечение самозанятости. Также создание экономических активов, основанных на знаниях в контексте развития экономики и создание, или же усиление горизонтальных связей на микро- и макроуровнях по всей экономической системе. Экономический, социальный и культурный аспекты выступают в тесной взаимосвязи и взаимодействии с технологией, интеллектуальной собственностью, и объектами культурной, национальной ценности. Таким образом, формируется триада-компонент креативной экономики, являющихся основой креативных индустрий. Это высокие технологии, интеллектуальная собственность и объекты культурного национального наследия. С точки зрения Конференции ООН по торговле и развитию или ЮНКТАД, креативная экономика представляет собой совокупность всех составляющих креативных индустрий, включая торговлю, труд и производство. В чём же заключается преимущество креативной экономики? У креативной экономики создаются уникальные творческие экономические и иные активы, как продукт креативных индустрий, генерирующих экономический рост и развитие. Креативная экономика является специфическим сектором экономической системы, создаёт рабочие места, в том числе с высоким интеллектуальным капиталом. Креативная экономика за счёт вовлечения населения в социальный и интеллектуальный процессы, создаёт условия для роста доходов и благосостояния населения. Ещё одно и неоспоримое преимущество креативной экономики заключается в том, что креативная экономика способствует развитию интеллектуального и человеческого капитала. Креативные индустрии. Как и любые отрасли промышленности или индустрии, креативные индустрии являются основой креативной экономики. Однако, для того чтобы индустрии стали экономикой, необходимо, чтобы субъекты креативных индустрий осуществляли не только креативную, творческую деятельность, но и экономическую, хозяйственную и предпринимательскую деятельность. Таким образом, совокупность креативных индустрий составляет креативную экономику посредством реализации субъектами креативных индустрий экономической деятельности. С точки зрения UNCTAD (Конференция ООН по торговле и развитию), состав индустрии в креативных индустриях выглядит следующим образом: креативные индустрии включают в себя рекламу, архитектуру, ремёсла, дизайн, моду, кино, видео, фотографию, музыку, искусство, издательскую деятельность, научные исследования, разработки, программное обеспечение, компьютерные игры, электронные публикации, а также телевидение и радио. Указанные индустрии, с точки зрения UNCTAD, представляют собой основу креативной экономики. Креативные индустрии как особый элемент экономико-индустриальной системы, мы можем исследовать со следующих точек зрения. Первая - это, собственно, экономические активы. Экономические активы в креативных индустриях основаны на знаниях, творческой и интеллектуальной деятельности. Специфика экономического цикла - генерирование, создание, производство, продажа и распространение продуктов, которые создаются на основе интеллектуального капитала. Специфические источники доходов: в креативных индустриях осуществляется продажа объектов ремесленного труда, искусства, а также источниками дохода являются исключительные права на результат интеллектуальной деятельности. Центральными сферами деятельности в креативных индустриях является ремесло или крафт и искусство. Однако, не ограничивается ими. Как особый элемент экономико-индустриальной системы, креативные индустрии находятся на пересечении традиционных отраслей промышленности и сферы услуг и искусства или ремесла. Итак, классификация творческих индустрий, в соответствии с UNCTAD, может выглядеть следующим образом. Первая модель - Великобритания выделяется, выделяются различные модели. Первая - это модель Великобритании, в которой выделяются: реклама, архитектура, искусство и антиквариат, ремёсла, дизайн, мода, кино, видео, музыка, издательская деятельность, программное обеспечение, телевидение, радио, видео, компьютерные игры. Вторая модель называется символическая модель, в которой ядро культурных индустрий составляет реклама, кино, интернет, музыка, издательская деятельность, ТВ, радио и компьютерные/ видео игры, периферия культурных индустрий - это креативные искусства, и пограничные культурные индустрии - это бытовая электроника, мода, софт и спорт. Модель концентрических кругов выделяется. В качестве основного ядра креативных индустрий выступают литература, музыка, представления, визуальное искусство. Другие креативные индустрии - это кино, музыка и библиотеки. В широком смысле - это различное культурное наследие, издательская деятельность, звукозапись, телевидение, радио, видео/компьютерные игры и связанные индустрии - это реклама, архитектура, дизайн и мода. С точки зрения модели охраны авторских прав, выделяют ключевые индустрии - это реклама, управление коллекциями, кино, видео, музыка, театр, опера, пресса, литература, софт и базы данных, телевидение, радио, фотография, визуальное и графическое искусство. Именно эти индустрии охраняются авторскими правами и правами на результат интеллектуальной деятельности. Зависимые индустрии - это чистые материалы для записи, бытовая электроника, музыкальные инструменты, бумага, копировальное оборудование, производство и продажа телевидения и т.д. И частично охраняемые авторские права - это архитектура, одежда, обувь, дизайн, мода, товары для дома и игрушки. В зависимости от модели, используемой для оценки и выделения креативных индустрий в рамках креативной экономики, мы можем подразделять, детализировать креативные индустрии, в зависимости от тех целей, которые мы ставим. Проектирование нового. Креативность Перейдём теперь к рассмотрению такого вопроса, как процесс проектирования и создания нового продукта. Проектирование - это живой, динамический процесс, который проявляется в изменении состояний объекта проектирования, от идеи до конкретного продукта, то есть от полной неопределённости до знания. В то же время, сам продукт меняет своё состояние: от возникновения идеи и исследований до промышленного освоения и коммерциализации. Таким образом, как процесс проектирования, так и объект проектирования, находятся в постоянном изменении и динамике. Проектирование нового основано на творческом процессе, генерировании новых идей, в то же время, проектирование нового ограничено требованиями рынка ,заказчика и возможностями и ресурсами. Так что же такое проектирование нового? Это инженерная деятельность или творчество. Очевидно, что однозначно ответить на этот вопрос достаточно сложно, инженерная деятельность и творчество используют различные методы познания, различные методы принятия решений. Творчество основано на ассоциативной деятельности человека, воображаемом или символическом мире. А математически чистый инженерный подход основан на абстракциях, допущениях, часто не отражающих реальность. Проектирование связано с предвидением будущих состояний, будущего объекта, который пока ещё существует в виде идеи проектировщика, но через какое-то время обретает реальные черты, и может быть даже становится реальностью. Проектирование нового всегда связано с проектированием и предвидением будущего, таким образом, креативный предприниматель, проектировщик, человек который пытается создать что-то новое, всегда является провидцем и всегда ориентирован на будущее. Успешность и эффективность процесса создания нового зависит от способности и возможности мастера, проектировщика, креативного предпринимателя, объединить творческую составляющую и инженерный подход. Необходимо умение творчески мыслить,а также решать задачи, чтобы создать что-то новое. Умение мыслить строго абстрактно для того, чтобы найти оптимальное решение поставленной задачи. Итак, что же такое креативность? Креативность - подход/процесс, посредством которого идеи генерируются, связываются, трансформируются в объекты материальной или нематериальной реальности, обладающие экономической, коммерческой, технико-технологической и/или культурно-эстетической ценностью. Какие можно выделить виды креативности? Первый - это художественное творчество, которое основано на воображении, способности генерировать оригинальные идеи, проектировать новое, в т.ч. новые способы интерпретации объективной реальности и окружающего мира. Художественное творчество как вид креативности выражается в тексте, тогда мы имеем дело с литературой, в звуке – это музыка, в изображении – это изобразительное искусство. Второй вид креативности - это научное творчество. Научное творчество основано на исследовательской потребности, любознательности, потребности в новых знаниях и готовности экспериментировать, а также готовности креативного предпринимателя или творческой личности создавать новые методы и способы в решении задач. Следующий вид креативности – это экономическая и организационная креативность, в частности, она связана с генерированием нового в области теории и практики бизнеса, предпринимательства, маркетинга и т.д. Экономическая и организационная креативность направлена на получение конкурентных преимуществ в экономике и дополнительных выгод. И четвёртый вид креативности – это технологическая креативность, основанная на генерировании идей, приводящих к инновациям в технологии или техники. Такой вид креативности чаще всего мы можем наблюдать именно в высокотехнологичных отраслях промышленности. Методы инновационного мышления. Для того, чтобы определить, каким образом создаётся новое, и каким образом формируются новые идеи, необходимо рассмотреть способы мышления и создания нового. Одна из моделей, которая позволяет нам ответить на вопрос, каким образом создаётся новое и генерируются идеи, это так называемая модель воронки. Модель воронки основана на трёх последовательных стадиях мышления, на трёх последовательных стадиях обработки и создания нового, которая в последствии реализуется в проектном креативном решении. Первым является проектная дивергенция. Затем проектная концептуализация. И последнее - это проектная конвергенция. Рассмотрим более подробно. Проектная дивергенция - это процесс исследования проектных ситуаций, формирования пространства проектных решений и поиск оптимального или наилучшего решения. Дивергентный метод основан на поиске множества альтернативных решений одной и той же заданной проблемы. Важно, что принятие решений, то есть однозначного определения какого-либо решения из множества альтернатив, на данном этапе не осуществляется. Условия дивергентного поиска следующие. Наиболее напрашивающееся решение, или решение, которое уже имеется на рынке, однозначно отвергается. Проблемная область в ходе дивергенции может быть расширена. Проблема, цель или результат проекта должна быть чётко определена, при этом конкретизируются те области, которые не подлежат изменению, то есть являются принципиальными, и те, которые могут быть изменены в процессе дивергентного поиска. Основная цель дивергентного поиска - это анализ и обработка информации прежде, чем будет принято предварительное проектное решение. Устранение ошибочных установок и требований заказчика на самых ранних стадиях и в процессе дивергентного поиска, необходимо отработать возможности и навыки, ставить вопросы и отвечать на них. Результатом дивергентного поиска является перечень альтернатив проектного решения. Какие же существуют методы проектной дивергенции? Первый метод - это анализ и отбор источников информации. Второй - это определение функциональной области объекта проектирования. Третий - обоснование необходимости разработки или продолжения работы над данной новой идеей. Исследование потенциального рынка сбыта и потребителя. Системный анализ. Методы генерирования творческой активности - это методы мозгового штурма, методы Дельфи, методы номинальной группы и т.д.Следующий метод - этот метод аналогий, или он называется метод синектики. И метод составления функциональных карт и диаграммы связей. Второй метод - это проектная концептуализация. Проектная концептуализация - это процесс выбора решений и формирование окончательного проектного решения. Методы проектной концептуализации следующие: систематизация и классификация информации, формирование эволюционной траектории проектируемой системы, функциональное проектирование и структурное проектирование системы. Результат стадии концептуализации следующий - чёткая концепция проектного решения, цели и задачи инновационного креативного проекта чётко определены, соответствующие ограничения, требования и условия, которые определяются в соответствии с требованиями заказчика,с требованиями рынка, запросами потребителя или в соответствии с техническим заданием. Осуществляется декомпозиция проектных работ, осуществляется творческий поиск, разработка гипотез и принятие решений на основе сформированного пространства решений на предыдущей стадии дивергенции. На этой стадии велика вероятность ошибки принятия неоптимального проектного решения, так как выбор решения основан на мнении и позиции проектировщиков, разработчиков или креативных субъектов. В результате проектной концептуализации формируется концепция проектного решения, достаточная для разработки единого проекта, чётко определяются цели и задачи, ограничения, закрепляются условия и требования технического задания. Здесь же осуществляется системная декомпозиция задач, работ и процессов. Проектная конвергенция. Суть проектной конвергенции заключается в разрешении возникающих противоречий в принятом проектном решении, а также окончательный выбор альтернативы и формирование инновационного креативного проекта. Стадии конвергенции следующие. Это фиксация альтернативных проектных решений. Это эскизное проектирование, например, создание приблизительной модели, оценка затрат по каждому альтернативному варианту решения проблемы или задач. Сравнение альтернативных проектных решений. Оценка и сравнение последствий реализации проектного решения. И окончательный выбор альтернативы. К методам проектной конвергенции мы можем отнести следующие. Это предоставление заказчиком точных требований объекта проектирования, составление технических заданий. Это установление критериев эффективности и приемлемости каждого проектного решения. И, собственно, оценка проектного решения. Конвергентный метод противоположен по сути дивергентному, и основан на решении задачи на основе определённого заданного алгоритма, то есть когда известна последовательность операций и действий для решения задачи. Сущность процесса конвергенции заключается в создании определённых групп проектных решений по признакам подобия и сходимости. Несмотря на рассмотренные три метода, в результате которых формируется окончательное проектное решение, каждый человек, генерирующий идеи, мыслит абсолютно специфическим образом. Итак, какие же выделяют типы исследовательского мышления, или как мы познаём мир? Прежде всего, стоит отметить, что мышление - это одна из высших психических функций и связано мышление с когнитивным процессом, то есть процессом познания. В процессе мышления человек познаёт объективную реальность, задействуя механизм обучения, осуществление умозаключений, каких-то новых суждений и выводов, получение новых знаний, понятий и представлений. Мышление даёт человеку возможность понять и получить знания об объектах окружающего мира, которые не могут быть восприняты с помощью органов чувств и процессов восприятия или ощущений. Важнейшим условием мышления является непрерывность получения новой информации. Человек может мыслить следующим образом. Это может быть художественное мышление или арт-мышление. Это может быть математическое или структурно-логическое мышление. Эмоциональное или чувственно-образное мышление. Потребительское мышление, основанное на вопросе: "А зачем это нужно, и как я буду это использовать?". Дизайнерское мышление, художественно-конструктивное. Мы можем также выделить научное или абстрактно-фантастическое мышление. И естественно, что важнейшим условием мышления является непрерывное получение новой информации, с которой работает предприниматель, создавая креативные продукты. Генерирование идей Прежде всего, стоит отметить, генерирование идеи - это, конечно, творческий процесс. Генерирование идей основано не просто на творческом процессе, а на постоянном творческом поиске, исходя из следующего. Первое - это проблема потребителя или рынка, которые может решить идея. И второе - это новые возможности, которые постоянно возникают на рынке. Стоит помнить, что идея, какая бы она ни была хорошая, станет предпринимательской идеей или бизнес-идеей только тогда, когда она будет внедрена в реальность. К основным методам генерирования бизнес-идей мы можем отнести следующие: мозговой штурм, метод "Шести шляп" Эдварда де Боно, составление ментальных карт и синектика, или метод аналогий. Напомним, мозговой штурм заключается в том, что все участники группы выдвигают свои идеи, идеи записываются, анализируются, развиваются, и выбирается наилучшая. Метод "Шести шляп" является разновидностью метода мозгового штурма, который заключается в рассмотрении любой проблемы или идеи с разных ракурсов. Метод "Шести шляп" - это ролевая игра, где шляпа определённого цвета означает определённый тип мышления. Белая шляпа - это выявление причинно- -следственных связей и закономерностей в развитии явлений. Красная шляпа - интуитивные догадки и ощущения. Чёрная шляпа - оценка идеи на предмет возможных рисков. Жёлтая шляпа - поиск сильных сторон и преимуществ каждого решения. Зелёная шляпа – неординарный взгляд на идею. Синяя шляпа - это подведение итогов. Составление ментальных карт заключается в составлении цепи ассоциативных карт или цепи ассоциаций. Синектика или метод аналогий основан на том, что отталкиваясь от прямых аналогий, можно прийти к противоположному и совершенно неожиданному решению. Для того, чтобы идея стала бизнес-идеей, то есть для того, чтобы идея смогла приносить доход, необходимо обеспечить взаимосвязь следующих компонентов: креативного мышления предпринимателя и разработчика, потребностей рынка или целевой аудитории, целевого потребителя, наличия высокой значимости или потребительской ценности идеи для потребителей и готовности и возможности потребителя платить за удовлетворение данной потребности. Важнейшим аспектом генерирования нового является появление новых возможностей. Выявление новых возможностей всегда связано с тщательным анализом целевого рынка и потребностей целевой аудитории, её запросов и особенностей. Отсюда важнейшим этапом генерирования идеи является точное определение целевой группы потребителей или целевой аудитории, то есть фактический ответ на вопрос: "Кому нужна эта идея?". Также важнейшим аспектом эффективности идеи является сочетание потребностей рынка и возможности предпринимателя/ разработчика, то есть наличие у него необходимых способностей и ресурсов для полноценного удовлетворения потребностей целевой аудитории, а также наличие конкурентных преимуществ предлагаемой идеи. Например, способа, формы или метода удовлетворения потребности. Сущность процесса генерирования бизнес-идеи заключается в креативном поиске возможностей и формирование базовой идеи для удовлетворения потребностей целевой аудитории путём создания ценностного предложения с разработкой комплекса действий или решений по её коммерциализации, то есть формирование бизнес-идеи. Предпринимательство в креативной экономике В чём заключается суть предпринимательства в креативной экономике? Какие составляющие предпринимательства в креативной экономике мы можем выделить? Итак, к основным составляющим предпринимательства в креативной экономике можно отнести – это интеллектуальная собственность, глобальная компьютеризация, симбиоз интеллекта, творческого потенциала и умение "делать что-либо руками". Фокусировка на создании продукта, основанного на знаниях, при этом, знания представляют собой не просто информацию о данных, а система знаний, образующихся из сети т.н. интеллектуальных "узлов", находящихся во взаимодействии коммуникаций, и формирующих сообщества для решения задач и развлечений. При этом знания представляют собой не просто информацию или данные, это система знаний, образующаяся из сети т.н. интеллектуальных "узлов", находящихся во взаимодействии коммуникаций, формирующих сообщества для решения задач и развлечений. Также одной из составляющих креативной экономики является возможность объединения в единую команду лучших профессионалов. И т.н. интеллектуальный или Smart бизнес. Трансформация идеи в знания в креативной экономике - один из самых интересных и наиболее значимых процессов. Мы можем принять идею за исходное ядров процессе трансформации идеи в знания и в интеллектуальный продукт, однако следует понимать, что любая идея основана на совокупности прошлых идей и знаний. Итак, идея трансформируется в знания на основе интеллектуальной информации и творческого процесса, который синтезируется у субъекта креативных индустрий в опыте, интерпретации знаний, информации, рефлексии и помещённого в определённую контекстуальную смысловую среду. В результате взаимодействия субъектов креативной экономики создаётся интеллектуальная сеть, состоящая из интеллектуальных "узлов", пронизывающих всю систему креативных индустрий. В результате создания интеллектуального продукта, данной интеллектуальной сети и создаётся креативная экономика. Первоначально мы отталкиваемся от первоначальных потребностей или возможностей, которые мы видим на рынке. При этом, возникает два типа возможностей. Возможности рынка и возможности компании. На основании изученных возможностей и потребностей, формируется некая базовая идея, креатив, которые во многом используют творчество и нестандартное мышление. После этого, необходимо провести оценку возможностей. Оцениваются как возможности и потребности рынка, так и возможности самого предпринимателя. После этого, мы можем приступать к разработке действий по реализации идеи. Фактически отвечаем на вопрос: "Как превратить мечту в реальность?","Как из идеи сделать бизнес-идею?".Следующая стадия - это оценка коммерческой составляющей идеи, то есть здесь мы чётко должны ответить на вопрос: кто, как и за что будет платить, то есть определить основной источник доходов. Уже после этого мы можем приступить к разработке системы бизнес-решений и формировать бизнес-модель. На основании имеющейся информации, мы сформируем, проведём комплексный анализ рынка и оценку спроса, будут разработаны маркетинговые решения, концепция продвижения продукта, тенденции развития идеи, будет существлено заключение договоров, оформление документации и иные стадии, связанные с непосредственной трансформацией базовой креативной идеи в систему бизнес-решений или бизнес-модели. От бизнес-идеи к бизесу Каким же образом оценить эффективность бизнес-идеи, как определить, насколько идея сможет приносить доход для предпринимателя? Прежде всего, необходимо осуществить смещение фокуса с собственных идей и потребностей на потребности рынка, то есть не исходить из того, что вот, у меня отличная идея, кому бы её продать, а вот отличная возможность, как её можно использовать в своей идее. Следующее, предприниматель должен понимать, насколько компания может интегрироваться в цепочку создания потребительской ценности и быть нужной и востребованной на рынке. Предприниматель должен чётко осознавать потребности рынка, то есть наличие возможностей, и формировать на их основе бизнес-модели. При этом не следует забывать, что бизнес-модель является гибкой структурой, и своевременное изменение бизнес-модели или организация бизнеса под новую бизнес-модель будет являться одним из важнейших показателей и критериев эффективности возникающей бизнес-идеи. Трансформация бизнес-идеи в эффективный бизнес фактически означает жёсткую формализацию, формализацию имеющихся идей и представлений креативного предпринимателя о том, что он хочет создать, в некий формальный продукт. Учитывать необходимо и особенность продукта, он часто не имеет утилитарного характера в креативных индустриях, непосредственное потребление и удовлетворение потребности просто невозможно. Часто в креативных индустриях продукт имеет эстетическое предназначение, а именно факт обладания, ощущение от использования, визуальные потребности. И таким образом, процесс формализации и чёткого определения потребности и потребителя значительно усложняется. Потенциально эффективность креативного бизнеса будет определяться следующими объективными факторами. Спецификой продукта, например, имеет коммерческую или эстетическую ценность, или и ту, и другую. Высокой степенью неопределённости, сложностью регламентации процесса разработки и производства креативного продукта. Необходимостью взаимодействия с другими субъектами креативных индустрий. Необходимость выполнения функций оперативного управления, менеджмента и предпринимательства и сочетание это часто в одном креативном предпринимателе или в одной организации. Сложность в определении сметы проекта и общих затрат, особенно на первых стадиях разработки креативной идеи. И сочетание креативности и формализации в создании и креативного продукта, и управлении креативным бизнесом. К субъективным факторам, которые будут оценивать потенциальную эффективность креативного бизнеса можно отнести следующие. Собственно, креативные способности и талант предпринимателя-мастера, который осуществляет предпринимательскую деятельность и субъекты креативной деятельности. Также нам необходимо учитывать способность предпринимателя-мастера осуществлять управленческие функции. Это уровень его знаний, уровень способностей и возможность и желание осуществлять оперативное управление компанией. Следующий субъективный фактор - это способность и готовность креативного предпринимателя, предпринимателя-мастера взаимодействовать с другими мастерами и с внешней средой. Нежелание, неготовность или отсутствие возможности креативного предпринимателя вступать во взаимодействие с другими мастерами, с внешней средой, в частности с инвесторами, или какими-либо партнёрами, однозначно приведёт к снижению эффективности или невозможности в принципе производства и реализации креативного продукта. Следующий фактор субъективный, который однозначно определяет эффективность креативного бизнеса - это возможность и готовность предпринимателя-мастера изменять, модернизировать, трансформировать первоначальную идею под существующие запросы рынка и потребителя. Также немаловажное значение будет иметь возможность и готовность мастера изменить, трансформировать свою первоначальную идею и замысел под реальные условия функционирования, в противном случае, мечта так и остаётся мечтой. Следующий фактор - это готовность предпринимателя рисковать, как материальными, так и нематериальными ресурсами. Очень часто факты риска однозначно останавливают предпринимателя, и определяют его нежелание продолжать развитие своей идеи в виде креативного бизнеса. Также в качестве потенциальной эффективности креативного бизнеса среди субъективных факторов мы можем выделить готовность предпринимателя-мастера открыть свою идею и делиться ею с внешними партнёрами и контрагентами. Креативная среда Для эффективного функционирования и развития креативных индустрий, необходимо обеспечить формирование так называемой креативной среды. Какие факторы формирования креативной среды мы можем выделить, и как они влияют на саму креативную среду? Первый фактор - это, собственно, административная среда и государственные институты, которые имеют важнейшее значение в креативных индустриях. Выражаются они в государственной поддержке и различных государственных программах, связанных с обеспечением и развитием креативных индустрий. Второй фактор - это образование. Здесь мы должны понимать, что формирование креативной среды невозможно без создания системы открытого образования, креативности и предпринимательства в образовательной среде. Следующий фактор - это наука. Наука как особая сфера применения человеческой деятельности, как особая сфера креативности формирует систему знаний, сеть знаний. Как мы говорили, креативная экономика и креативные индустрии фактически опираются на знания, точно так же, как и высокотехнологичные индустрии, и именно экономика знаний является основой креативных индустрий. Поэтому наука имеет важнейшее значение с точки зрения формирования креативной среды. Следующий фактор - это социокультурная среда. Открытая культурная среда и культурные возможности - это те категории, которые обеспечивают возможность взаимодействия и достижение синергетического эффекта в креативных индустриях и среди предпринимателей в рамках креативных индустрий. Социальная среда. Социальная среда обеспечивает социальную вовлечённость и активность, проактивное поведение как предпринимателей, так и людей, которые так или иначе связаны с креативностью и креативными индустриями. Экономическая среда. Фактор экономической среды очень важен с точки зрения создания открытой экономической среды для взаимодействия экономических субъектов. Креативные индустрии постоянно нуждаются в поддержке со стороны инвесторов, государственных органов, они необходимы с точки зрения взаимодействия между креативными предпринимателями и потребителем и рынком, таким образом, открытая экономическая среда фактически обеспечивает платформу для развития креативных индустрий и создания креативной среды. Конечно, такая составляющая, как промышленность, тоже так или иначе воздействует на создание креативной среды. В 21-м веке мы можем говорить о том, что именно промышленность в рамках создания цифрового или Smart производства, виртуального производства, фактически обеспечивает креативность такой среде, как инженерно-техническое проектирование. И последний фактор, который мы можем упомянуть в рамках создания креативной среды - это городская среда. Несмотря на кажущиеся отличия от всех остальных факторов,городская среда обеспечивает комфортное окружение, инфраструктуру и различные возможности или ивенты, для того, чтобы обеспечить взаимодействие между креативными предпринимателями и внешними контрагентами, а также для обеспечения высокой эффективности и возможности реализации креативной идеи. Итак, факторы влияющие на формирование креативной среды, находятся в постоянном взаимодействии и взаимно влияют друг на друга. Создание креативной среды не может быть осуществлено только по какому-либо одному направлению, только комплексное системное развитие всей совокупности факторов, которые мы перечислили, обеспечит тот эффект, который ожидается от создания креативной среды и развития креативных индустрий. В качестве результатов функционирования креативной среды, мы можем выделить следующие: это изобретения, новые техника и технология, новые материалы, высокотехнологичные продукты, инновационные решения в различных областях, интеллектуальный продукт инженерно-технической или креативной направленности. Это создание особых видов ценностей производимых, или точнее можно сказать, создаваемых продуктов. Это эстетическая ценность, культурная ценность и коммерческая ценность,которая как мы уже ни раз говорили, может отсутствовать у продуктов креативных индустрий в силу его специфики. Креативная инфраструктура Продукт первично мы оцениваем: символы, эстетическую культурную ценность, уникальность и неповторимость этого продукта. Вторичными характеристиками будут являться коммерческая и экономическая ценность, которая создаётся. Ресурсы, в качестве ценности может выступать вторичная переработка, давальческое сырьё или бесплатное сырьё, то есть вторая жизнь уже отработавших вещей. Следующая категория - это пространство, креативное пространство, коворкинги, возможность коммуникации обмена знаниями и компетенциями, пространство для самореализации, например, мастерские, это те категории ценности, которые оказывают непосредственное влияние на креативную инфраструктуру, на креативную деятельность и обеспечивают фактически возможностьсоздания новой, креативной идеи. Субъекты - это мастера, это крафтмены, предприниматели, ремесленники, инженеры, субъекты культуры и искусства, индустрии моды и т.д. Сами субъекты креативной инфраструктуры являются важнейшим элементом всей системы и обеспечивают генерирование новых идей. И последняя составляющая креативной инфраструктуры - это базовые ценности. В креативных индустриях базовыми ценностями являются признание общественности, признание мастера в среде коллег, доход в данном случае будет являться как дополнительный бонус, удовлетворение творческой самореализации и такой немаловажный аспект, как сделай сам или Do it yourself, когда основной продукт производится тем, кто его и придумал. Как у любой промышленности, в креативных индустриях существуют типичные проблемы, связанные с развитием инфраструктуры. Среди основных таких проблем можно выделить следующие. Первая - это ограниченность в квалифицированных специалистах и исполнителях. Вторая проблема - это отсутствие спроса и низкая платёжеспособность целевой группы потребителей. Очень часто продукт, производимый в креативных индустриях стоит достаточно дорого, и не всегда потребитель готов и имеет возможность и желание переплачивать за креативность или творческую составляющую. Одним из важнейших существенных конкурентов, в данном случае, являются продукты массового спроса. Третья проблема - это раздробленность рынка, низкий уровень взаимодействия различных креативных предпринимателей, ремесленников, крафтменов. Следующая проблема - это низкий уровень технологичности производства. К сожалению, до настоящего момента, высокотехнологичным оборудованием и использованием высоких технологий, могут обладать не все креативные предприниматели, а это сказывается на качестве и итоговом результате производимого креативного продукта. Следующая проблема - это отсутствие стратегии развития креативных индустрий, как на уровне государства, так и на уровне понимания каждым участником процесса и субъектом креативного предпринимательства. Следующая проблема - это отсутствие механизмов продвижения продукта креативных индустрий на потребительском рынке. И последняя проблема, которую стоит отметить - это отсутствие инфраструктуры обучения мастеров-предпринимателей в области предпринимательства и менеджмента. В результате, огромное количество потенциальных продуктов, обладающих возможной коммерческой ценностью, остаются нереализованными, а их автор или тот, кто разработал данный продукт, остаётся без возможности дополнительного дохода. Итак, креативная инфраструктура представлена на рисунке, обратите внимание, что элементы креативной инфраструктуры тесно взаимосвязаны между собой. При этом, если за первичный элемент мы принимаем создаваемый креативный продукт, то базовые ценности, которые формируются вокруг продукта, будут определять и характер других элементов креативной инфраструктуры и создаваемые ими ценности. В чём же заключается особенность предпринимательства в креативных индустриях? Итак, опираясь на уже изученную информацию, мы можем прийти к следующим выводам. Предпринимательство в креативных индустриях опирается на базовые ценности, которые основаны на создании уникального, оригинального аутентичного продукта, часто обладающего культурно-эстетической ценностью. В предпринимательстве в креативных индустриях доход является желаемым, но дополнительным показателем эффективности наряду с общественным признанием и признанием в среде профессионалов. В креативном предпринимательстве приоритетное значение имеет возможность творческой саморелизации. Важнейшей составляющей для эффективной предпринимательской деятельности в креативных индустриях - это создание креативной среды и креативного пространства для создания продукта и взаимодействия субъектов креативных индустрий. Важнейшей ценностью в предпринимательской деятельности для креативного предпринимателя, предпринимателя-мастера будет являться творческая самореализация и личная заинтересованность. Ну и последняя особенность предпринимательства в креативных индустриях - это необходимость сочетания управленческих и творческих компетенций креативного предпринимателя или мастера.
«Предпринимательство в креативных индустриях. Креативная экономика. Креативные индустрии. Методы инновационного мышления» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) С. В. Рачек,М. С. Пономарева
Смотреть все 90 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot