Справочник от Автор24
Психология

Конспект лекции
«Личность в организации: характеристики личности»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по психологии / Личность в организации: характеристики личности

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Личность в организации: характеристики личности», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Личность в организации: характеристики личности». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Личность в организации: характеристики личности», текстовый формат

Лекция 2 Тема 3. Личность в организации: характеристики личности Автор программы: Деминская В.Э Зачем изучать личность в контексте организации? • • • • Отбор; Стимулирование; Управление; Соответствие личности организации и работе; • Организация работы; • Разрешение конфликтов. Автор программы: Деминская В.Э Личность – это… Целостный человек в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей), совокупность социально-психологических свойств человека, выражающих то, что объединяет человека с обществом и характеризует его как члена макросоциума, т.е. его социальное бытие (G. Latfullin, 2013). Особое качество, которое приобретается в обществе! Биогенетические свойства Природная среды Социальная среда Деятельность Личность Автор программы: Деминская В.Э Личность и социальные роли Социальная роль – это определенный стереотип, тип поведения, который ожидается от человека в конкретной ситуации. Ролевая функция личности предполагает пользование правами и исполнение обязанностей. Конвенциональные роли стандартизированные обязанности права Отец, сын, сотрудник отдела, руководитель Межличностные роли и проявляются в виде конкретного выполнения прав и обязанностей в зависимости от индивидуальных особенностей и способностей человека. Друзья, соперники, ведущий и ведомый, «любимчик» Автор программы: Деминская В.Э Влияние социального статуса на личность Я - образ Зеркальное Я Какими мы видим себя «Я концепция» человека Идеальное Я Какими нам хотелось бы быть Какими мнению другие по нашему нас видят Реальное Я Каковы мы действительности в Автор программы: Деминская В.Э Диспозициональные (предрасположенческие) теории личности Люди обладают широким набором предрасположенностей (черт личности) реагировать определенным образом в различных ситуациях. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися в течение времени и в различных ситуациях. Нет двух людей в точности похожих друг на друга. Каждая личность имеет характерные индивидуальные черты, отличающих индивидуумов друг от друга. Любой человек ведет себя с определенным постоянством Любой человек ведет себя не так, как другие Автор программы: Деминская В.Э Гордон Олпот (1897 — 1967) «Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерные для него поведение и мышление, и детерминируют его уникальное приспособление к окружающей среде». (Allport, 1961) Книга «Личность: психологическая интерпретация» Автор программы: Деминская В.Э Три составляющие личности по Олпорту Физические данные Интеллект Темперамент Автор программы: Деминская В.Э Теория черт личности Черта личности – это нейропсихическая структура, способная преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения" (Allport, 1961, р. 347). Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. "Любая теория, рассматривающая личность как нечто стабильное, фиксированное, неизменное, неверна" (Allport, 1961) Автор программы: Деминская В.Э «Черты черт» • • • • • • • • Черта личности – это не только номинальное обозначение (они существуют!); Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка (привычка: чистить зубы, черта: опрятность); Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения (черты не ожидают стимулов, они сами мотивируют на действия); Существование черт личности можно установить эмпирически. (наблюдения, истории болезней, биографии); Черта личности лишь относительно независима от остальных черт (чувство юмора связано с интеллектом); Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки (черты не должны поддавать социальному оцениванию); Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе (застенчивость); То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты (пример «аккуратной» Нэнси). Автор программы: Деминская В.Э Понятие «зрелости» личности Олпорт первым вводит в «психологию» понятие «зрелости» личности (1937): 1. Широкие границы, способность смотреть на себя со стороны; 2. Способность к «теплым» социальным отношениям; 3. Эмоциональная стабильность и самопринятие (ирония, юмор); 4. Реалистическое восприятие; 5. Способность к самопознанию; 6. Обладание цельной философией Автор программы: Деминская В.Э Реймонд Кеттел (1905-1998) • Исследование личности не по клиническим наблюдениям, а на эмпирике (факторный анализ); • Солидарен с Олпортом относительно личностных черт; • Но, в отличие от Олпорта, не считает, что черты имеют нейрофизический статус Автор программы: Деминская В.Э Структурная теория личностных черт Кеттела Личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации (Cattell, 1965). R = f (S, Р) Черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики. Автор программы: Деминская В.Э 16-факторный личностный опросник Кеттелла Дата создания: 1949 год Основа: Г. Олпорт и Х. Одберт Создатель: Кеттел Цель: выявление независимых 16 факторов личности, диагностика личности. 6 основных форм опросника: A и B (187 вопросов), C и D (105 вопросов), E и F (128 вопросов). Автор программы: Деминская В.Э Пример: вопросов Блока А • • • • • • • Я воздерживаюсь от критики людей и их взглядов: – a) да – b) иногда – c) нет Я делаю людям резкие, критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают: – a) обычно – b) иногда – c) никогда не делаю Я предпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям: – a) верно – b) не уверен – c) неверно Если бы я увидел ссорящихся не на шутку соседских детей: – a) я предоставил бы им самим выяснить свои отношения – b) не знаю, что предпринял бы – c) я постарался бы разобраться в их ссоре На собраниях и в компаниях: – a) я легко выхожу вперед – b) верно нечто среднее – c) я предпочитаю держаться в стороне По-моему, интереснее быть: – a) инженером – конструктором – b) не знаю, что предпочесть – c) драматургом На улице я скорее остановлюсь, чтобы посмотреть, как работает художник, чем стану наблюдать за уличной ссорой: – a) да, это верно – b) не уверен – c) нет, это не верно Автор программы: Деминская В.Э Бланк ответов блока A и B a b c a b c a b c a b c a b c a b c a b c a 1 26 51 76 101 126 151 176 2 27 52 77 102 127 152 177 3 28 53 78 103 128 153 178 4 29 54 79 104 129 154 179 5 30 55 80 105 130 155 180 6 31 56 81 106 131 156 181 7 32 57 82 107 132 157 182 8 33 58 83 108 133 158 183 9 34 59 84 109 134 159 184 10 35 60 85 110 135 160 185 11 36 61 86 111 136 161 186 12 37 62 87 112 137 162 187 13 38 63 88 113 138 163 14 39 64 89 114 139 164 15 40 65 90 115 140 165 16 41 66 91 116 141 166 17 42 67 92 117 142 167 18 43 68 93 118 143 168 19 44 69 94 119 144 169 20 45 70 95 120 145 170 21 46 71 96 121 146 171 22 47 72 97 122 147 172 23 48 73 98 123 148 173 24 49 74 99 124 149 174 25 50 75 100 125 150 175 b c Автор программы: Деминская В.Э Ключ к блоку A и B Фактор ы А Номера утверждений 3 ab B 26 bc27 bc 51 bc52 ab 76 bc 101 ab 126 ab 151 bc 176 ab 28 b 53 b54 b 77 c78 b 102 c103 b 127 c128 b 152 a153 c 177 a178 a C 4 ab5 bc 29 bc30 ab 55 ab 79 bc80 bc 104 ab105 ab 129 bc130 ab 154 bc 179 ab E 6 bc7 ab 31 bc32 bc 56 ab57 bc 81 bc 106 bc 131 ab 155 ab156 ab 180 ab181 ab F 8 bc 33 ab 58 ab 82 bc83 ab 107 bc108 bc 132 ab133 ab 157 bc158 bc 182 ab183 ab G 9 bc 34 bc 59 bc 84 bc 109 ab 134 ab 159 bc160 ab 184 ab185 ab H 10 ab 35 bc36 ab 60 bc61 bc 85 bc86 bc 110 ab111 ab 135 ab136 ab 161 bc 186 ab I 11 bc12 ab 37 ab 62 bc 87 bc 112 ab 137 bc138 ab 162 bc163 ab L 13 bc 38 ab 63 bc64 bc 88 ab89 bc 113 ab114 ab 139 bc 164 ab M 14 bc15 bc 39 ab40 ab 65 ab 90 bc91 ab 115 ab116 ab 140 ab141 bc 165 bc166 bc N 16 bc17 ab 41 bc42 ab 66 bc67 bc 92 bc 117 ab 142 ab 167 ab O 18 ab19 bc 43 ab44 bc 68 bc69 ab 93 bc94 ab 118 ab119 ab 143 ab144 bc 168 bc Q1 20 ab21 bc 45 bc46 ab 70 ab 95 bc 120 bc 145 ab 169 ab170 bc Q2 22 bc 47 ab 71 ab72 ab 96 bc97 bc 121 bc122 bc 146 ab 171 ab Q3 23 bc24 bc 48 ab 73 ab 98 ab 123 bc 147 bc148 ab 172 bc173 ab Q4 25 bc 49 ab50 ab 74 ab75 bc 99 ab100 bc 124 ab125 bc 149 ab150 bc 174 ab175 bc Автор программы: Деминская В.Э Формулы расчета четырех первичных факторов Автор программы: Деминская В.Э Профиль личности Автор программы: Деминская В.Э Опросник Кеттела "Шестнадцать личностных факторов" (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF). Обозначение фактора Название фактора по Кеттелу Качество, соответствующее высокой оценке по фактору Качество, соответствующее низкой оценке по фактору A Отзывчивость-отчужденность Добродушный, предприимчивый, сердечный Циничный, жестокий, безразличный B Интеллект Сообразительный, абстрактно мыслящий Глупый, конкретно мыслящий C Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость Зрелый, реалистичный, спокойный Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый E Доминантность-подчиненность Уверенный, конкурирующий, упрямый Застенчивый, скромный, покорный F Рассудительность-беспечность Серьезный, молчаливый Беззаботный, полный энтузиазма G Сознательность-безответственность Ответственный, моралистический, стоический Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный H Смелость-робость Предприимчивый, раскованный Неуверенный, замкнутый I Жесткость-мягкость Опирающийся на свои силы, независимый Цепляющийся за других, зависимый L Доверчивость-подозрительность Принимающий условия Упорный на грани глупости M Мечтательность-практичность Творческий, артистичный Консервативный, приземленный N Дипломатичность-прямолинейность Социально опытный, сообразительный Социально неуклюжий, непретенциозный O Склонность к опасениям – спокойствие Беспокойный, озабоченный Спокойный, самодовольный Q1 Радикализм-консерватизм Вольнодумно либеральный Уважающий традиционные идеи Q2 Самодостаточность-конформизм Предпочитающий собственные решения Беспрекословно следующий за другими Q3 Недисциплинированностьконтролируемость Следующий собственным побуждениям Пунктуальный Автор программы: Деминская В.Э Интерпретация первичных факторов Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы: А – общительность Н – смелость Е – доминантность L – подозрительность N – дипломатичность Q2 – самостоятельность. В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы: В – интеллектуальность М – мечтательность N – дипломатичность Q1 – восприимчивость к новому. В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы: С – эмоциональная устойчивость F – беспечность H – смелость в социальных контактах I – эмоциональная чувствительность O – тревожность Q4 – напряженность В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы: Q3 – самодисциплина G – моральная нормативность Автор программы: Деминская В.Э Интерпретация вторичных факторов 1. 2. 3. 4. Тревожность Экстраверсия/интроверсия Чувствительность Конформность Автор программы: Деминская В.Э Критика теории • Работы написаны сложным языком и трудны для понимания; • Основа анализа лишь факторный анализ; • Субъективность предложенных им формулировок, интерпретаций и названий основных черт, полученных статистическим методом. Автор программы: Деминская В.Э Теория типов личности Г.Айзенка • Иерархическое расположение элементов личности; • Наличие «суперчерт» и их доминирование среди других; • Посредством факторного анализа выделены диады: экстраверсия – интроверсия и нейротизм - стабильность Ганс Айзенк (1916-1997) Автор программы: Деминская В.Э Черты личности Интроверсия — экстраверсия: — Степень, в которой человек направляет свою энергию внутрь себя или наружу на других. Интроверсия предполагает направление внимания на внутренние переживания, в то время как экстраверсия относится к сосредоточению внимания на других людях и окружающая среде. Эмоциональная стабильность — нейротизм: — Предрасположенность человека к эмоциональному расстройству или стабильности. Невротический человек (неустойчивый тип) склонен быстро менять эмоции, тогда как эмоционально устойчивый и стабильный человек имеет тенденцию поддерживать постоянное настроение. Психотизм: — Низкое значение означает теплоту в отношениях и стремление заботиться о других. — Высокое проявляется в антисоциальности, холодности, враждебности и безразличии к другим. Автор программы: Деминская В.Э Основа выделенных характеристик Интроверты: возбуждение —> поведенческое торможение Экстраверты: возбуждение —> поведенческая спонтанность Уэбб предложил следующие факторы «нейротизмаэмоциональной стабильности»: настойчивость, постоянство, доброта, правдивость, осознанность. Айзенк существенно дополнил этот список, подчеркнув необходимость принять во внимание доверчивость, волю, самоконтроль, стабильность, недостаток эмоциональности. Автор программы: Деминская В.Э Тест Г. Айзенка Наведите камеру мобильного телефона на QR код Типы темперамента Г. Айзенка в карикатуре Х. Бидструп Типы личности (темпераменты) (1964-1965) Автор программы: Деминская В.Э Темпераменты • Холерик — экстраверт, невротик. • Меланхолик — интроверт, невротик. • Флегматик — интроверт, эмоциональная нестабильность. • Сангвиник — экстраверт, эмоциональная стабильность. Автор программы: Деминская В.Э На что следует обратить внимание Темперамент и профессии Сангвиник • Подвижная нервная система (работоспособность, переключается с одной работы на другую); • Высокий порог чувствительности (внешние стимулы не выводят из себя); • Яркий экстраверт; • Решительность; • Высокое «эго»; • Легко адаптируется к окружающей среде; • Логичны и рациональны; Автор программы: Деминская В.Э Сангвиник Педагог Журналист Продавец Менеджер по управлению персоналом Администратор Холерик • Сильная, не уравновешенная нервная система (эмоциональность); • Низкая чувствительность; • Важнее внешние стимулы; • Реактивен, завышенная реакция на раздражители; • Слабое эго, иррациональны; • Выхватывают «конкретные» знания; Автор программы: Деминская В.Э Холерик Радио- и телеведущий PR агент Рекламный и страховой агент Режиссер Менеджер по продажам Флегматик • • • • Сильная и инертная нервная система; Немного «заторможены» в действиях; Яркий интроверт; Сильное «эго», легко сдерживать побуждения, накопление аффекта; • Рациональны и логичны; • Лидерских качеств мало; Автор программы: программы: Деминская ДеминскаяВ.Э В.Э Автор Флегматик Врач Лаборант Инженер Ювелир Ученый Меланхолик • Слабая нервная система (неспособен к долгим нагрузкам); • «Застревающая» НС (запоминают обиду); • Чувствительны; • Высокая эмпатия; • Мыслит быстро; много чувств, но старается сдерживаться; • Дезаптивный ТЛ; • Самый обучаемый ТЛ (знания сохраняются надолго); Автор программы: Деминская В.Э Меланхолик Писатель Художник Программист Бухгалтер Кинокритик Тест на тип личности по Майерс-Бриггс (MBTI) • Дата возникновения: 1942 год • Создатель: Изабель Бриггс Майерс и Кэтрин Бриггс • Основа: «Психологические типы» швейцарского психиатра Карла Густава Юнга • Изначальная цель: подбор женщинам профессий мужчин, ушедших на войну Автор программы: Деминская В.Э Тест на 16 типов личности 1. Шкала E—I — ориентация сознания: Е (Еxtraversion, экстраверсия) — ориентация сознания наружу, на объекты, I (Introversion, интроверсия) — ориентация сознания внутрь, на субъекта; Автор программы: Деминская В.Э Тест на 16 типов личности 2. Шкала S—N — способ ориентировки в ситуации: S (Sensing, ощущение) — ориентировка на материальную информацию, N (iNtuition, интуиция) — ориентировка на интуитивную информацию; Автор программы: Деминская В.Э Тест на 16 типов личности 3. Шкала T—F — основа принятия решений: T (Thinking, мышление) — рациональное взвешивание альтернатив; F (Feeling, чувство) — принятие решений на эмоциональной основе; Автор программы: Деминская В.Э Тест на 16 типов личности 4. Шкала J—P — способ подготовки решений: J (Judging, суждение) — предпочтение планировать и заранее упорядочивать информацию, P (Perception, восприятие) — предпочтение действовать без детальной предварительной подготовки, больше ориентируясь по обстоятельствам. Автор программы: Деминская В.Э Проходим тест! Автор программы: Деминская В.Э Типы личности по результатам теста 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Реалист, администратор, руководитель (ESTJ: экстраверт, сенсорик, логик, рационал). Командир, предприниматель (ENTJ: экстраверт, интуит, логик, рационал). Организатор, инспектор (ISTJ: интроверт, сенсорик, логик, рационал). Увещеватель, наставник (ENFJ: экстраверт, интуит, этик, рационал). Учитель, воспитатель, энтузиаст (ESFJ: экстраверт, сенсорик, этик, рационал). Аналитик, провидец, вдохновитель (INTJ: интроверт, интуит, логик, рационал). Вдохновитель, консультант, советчик, гуманист (INFJ: интроверт, интуит, этик, рационал). Исполнитель, хранитель, защитник (ISFJ: интроверт, сенсорик, этик, рационал). Изобретатель, искатель, мечтатель (ENTP: экстраверт, интуит, логик, иррационал). Непоседа, маршал, реалист (ESTP: экстраверт, сенсорик, логик, иррационал). Медиатор, чемпион (ENFP: экстраверт, интуит, этик, иррационал). Аниматор, политик, деятель (ESFP: экстраверт, сенсорик, этик, иррационал). Архитектор, критик, аналитик (INTP: интроверт, интуит, логик, иррационал). Мастер, умелец (ISTP: интроверт, сенсорик, логик, иррационал). Созерцатель, лирик, целитель (INFP: интроверт, интуит, этик, иррационал). Придумщик, композитор (ISFP: интроверт, сенсорик, этик, иррационал). Автор программы: Деминская В.Э Критика • Практически полностью копирует Юнга • Не всегда валиден Автор программы: Деминская В.Э Тест Голланда Дата создания: 1985 год Создатель: Дж. Голланд (Холланд) Опросник Голланда разработан для: • учеников старших классов, которым предстоит в скором времени стать абитуриентами; • людей, которые хотели бы сменить вид деятельности, но не знают, какую профессию выбрать, чтобы больше не совершать ошибок; • для предприятий и организаций, которые ответственно подходят к отбору персонала. Цель: определить склонности и подобрать профессии, которые наиболее всего подходят психотипу человека, соответствуют характеру, устремлениям, духа. Инструкция к тесту Инструкция к тесту: «Из каждой пары профессий выберите одну, наиболее привлекательную для вас.» Проходим тест! Проходим и делимся результатами! Шесть типов личности • Реалистический («машинист»). Человек отдает предпочтение деятельности (работе), связанной с использованием устройств, различных механизмов, инструментов. Эти люди имеют атлетические и механистические способности, любят работать со станками, механизмами, машинами. • Исследовательский («ученый»). Человек, который предпочитает деятельность познавательную, аналитическую и методическую. Он любит учиться, наблюдать, анализировать. • Артистический («декоратор»). Человек экспрессивен, с богатым воображением, тонким чувством интуиции, отличается оригинальностью поведения и восприятия, обладает умением, способностью представлять коголибо и что-либо. Любит неформальные ситуации, творчески весьма одарен. • Социальный («консультант»). Человек красноречив, обладает даром убеждения, любит работать в контакте с другими людьми, разъяснять и помогать. • Предпринимательский («адвокат»). Человек любит оказывать влияние на других (при решении общих поставленных целей). Развит талант к организационной работе. • Конвенциональный («бухгалтер»). Человек отдает предпочтения работе, связанной с вычислениями, точными расчетами, с фактами, с конкретными деловыми бумагами (инструкциями, положениями). Большая Пятерка (Big Five) Дата создания: 1983-1985 Создатели: Р. МакКраэ и П. Коста Цель: выделить пять личностных факторов темперамента и характера (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, доброжелательность, добросовестность) для объективного описания психологического портрета — модели личности. Большая Пятерка (Big Five) Состоит из 75 вопросов. Оценка по 5-ой шкале каждого из 5 факторов: • «нейротизм» (neuroticism, N) • «экстраверсия» (extraversion, E) • «открытость опыту» (openness to experience, O) • «согласие/доброжелательность» (agreebleness, A) • «сознательность/добросовестность» (conscientiousness, C) К 2009 году частота цитирования «большой пятерки» превзошла использование моделей Айзенка и Кэттелла более чем в 50 раз. «Большая пятерка» и ее подшкалы открытость • Фантазия; Эстетика; Чувства; Действия; Идеи; Ценности сознательность • Компетентность; Порядок; Чувство долга; Стремление к достижению результата; Самодисциплина ; Осмотрительность экстраверсия • Теплота; Коллективизм; Настойчивость; Активность; Поиск возбуждения; Положительные эмоции уживчивость • Доверие; Прямолинейность; Альтруизм; Соглашательство; Скромность; Мягкость нейротизм • Озабоченность; Враждебность; Депрессия; Осознание себя; Импульсивность; Уязвимость перед стрессом Внимание -2 Это высокий балл. Значит, да, очень цените частоту во всем 2 Это низкий балл. Значит, нет, не цените частоту Эксперимент Разбиться на пары; • Друзья (общаются вне университета); • Сидят за одной партой; • Общаются нечасто; Порядок действий • Необходимо пройти тест 2 раза: сначала про себя, потом про своего коллегу (ваше мнение о том, какой он/она); • Сделать фотографию экрана, вырезать только часть с результатами, по 5 факторам Большой Пятерки; • Скан с информацией о Вас подписать фамилией (например, «Иванов»), скан о Вашем коллеге подписать (например, «Иванов о Петрове»); • Прислать два скана на почту [email protected]; • Указать тему письма фамилиями участников (например, «Иванов и Петров»). дружелюбие добросовестность открытость новому опыту Проходим тест! Качества «большой пятерки» и поведение работников в организации Личностные характеристики Поведенческие характеристики Openness to experience (открытость опыту) Адаптируемость к изменениям Conscientiousness (сознательность) Эффективность работы, склонность оставаться в организации, поведение «организационного гражданина» Extraversion (экстраверсия) Лидерские способности, легкость межличностных коммуникаций Agreeableness (уживчивость) Дисциплинированность, поведение «организационного гражданина» Neuroticism / (нейротизм, эмоциональная неустойчивость) Уязвимость перед стрессами Исследования Большой Пятерке личностных качеств • Влияние BFF подчиненных на поведение и установки;  Bui, H. T. (2017). Big Five personality traits and job satisfaction: Evidence from a national sample. Journal of General Management, 42(3), 21-30. • Влияние BFF руководителей на поведение и установки;  Shao, L., & Webber, S. (2006). A cross-cultural test of the ‘five-factor model of personality and transformational leadership’. Journal of Business Research, 59(8), 936-944. Балабанова Е.С., Деминская В.Э. Руководитель как трансформационный лидер: роль личностных качеств и управленческих практик // Российский журнал менеджмента. 2017. №3. Большая пятерка личностных качеств сотрудника Большая пятерка личностных качеств руководителя Эмоциональная стабильность Добросовестность Доброжелательность Восприятие руководителя как трансформационного лидера (позитивного, вдохновляющего на самосовершенствование) Зачем необходимо знать особенности личности?* • Выбор профессии (для человека); • Отбор подходящего кандидата на должность (для HR – специалиста); • Разработка эффективной стратегии мотивации и карьерного развития (для руководителей, HR – специалиста); • Выбор стратегия управленческого поведения (для руководителей); • Предсказание реакции на действия (для руководителей). * В рамках «Организационного поведения» Тесты - бонусы Цветовой тест Люшера Дата создания: 1949 год Создатель: Макс Люшер Основа: тест Фрилинга Цель: анализ личности на основ информации при ранжировании цветов психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативных способности Восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста. Полный вариант цветового теста Люшера («Клинический цветовой тест»): • • • • • • • • «серого цвета» «восьми цветов» таблица 7 форм, соответствующих цветам (исключая чёрный) «четырёх основных цветов» «синего цвета» «зелёного цвета» «красного цвета» «жёлтого цвета» "Цветовое колесо" И.Гете, 1810 Пример этапа из теста Люшера Проходим тест! Проходим и делимся результатами Критика • Доказательства валидности нет! Тест Сонди • Дата создания: 1947 год • Создатель: Леопольд Сонди Автор программы: Деминская В.Э Проходим тест! Автор программы: Деминская В.Э Тест Сонди Сонди полагает, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены различными сочетаниями этих 8-ми основных влечений h — сексуальная недифференцированность; s — садизм-мазохизм; е — эпилептоидные тенденции; hy — истерические склонности; k — кататонические проявления; р — паранойяльность; d — депрессивное состояние; m — маниакальные проявления. Автор программы: Деминская В.Э Другие характеристики личности • • • • • • • Локус контроля; Зрелость; Эмоциональный интеллект; Макиавеллизм Креативность; Достиженчество Нарциссизм Автор программы: Деминская В.Э Автор программы: Деминская В.Э Тест на локус контроля Автор программы: Деминская В.Э Автор программы: Деминская В.Э Эмоциональный интеллект (Гоулмен) это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих EQ: Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. Автор программы: Деминская В.Э Эмоциональный интеллект (Гоулмен) Самосознание понимание своих сильных и слабых сторон, осознание своих эмоций Самоконтроль умение контролировать свое настроение и эмоции Эмпатия умение понимать чувства и эмоции других людей, поставить себя на место другого человека Самомотивация умение достигать целей, противостоять трудностям Навыки отношений умение поддерживать долгосрочные отношения, сглаживать конфликты, наличие лидерских качеств «Макиавеллизм» Р. Кристи и Ф.Гейз Персонаж Петир Бейлиш «Игра престолов» • Поведение. Люди, как объект манипуляции, достижения выгоды для себя, применяя утончённые техники лести, обмана, подкупа, подлога • Отношение. Циничное отношение к другим людям как к слабым и зависимым от социального давления. • Игнорирование социальной морали «Цель оправдывает средства» Тест на макиавеллизм Автор программы: Деминская В.Э Креативность • Способность к творчеству, сотворению нового; • Все основные достижения людей, преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческого потенциала. • В организации на креативность сотрудника влияют его личностные способности и контекст (например, условия работы, поддержка со стороны руководителя, контроль). Источник: Oldham G. R., Cummings A. Employee creativity: Personal and contextual factors at work //Academy of management journal. – 1996. – Т. 39. – №. 3. – С. 607-634. Автор программы: Деминская В.Э Реактивность / проактивность (В. Франкл, Г. Олпорт) Реактивность Проактивность • Поведение, всецело зависящее от внешних обстоятельств, стимулов • Принятие ответственности за себя и свою жизнь • «Ключевой навык успешного человека» • ~ «Экстернальность» • ~ «Интернальность» Автор программы: Деминская В.Э Достижительность (мотивация достижения), Д. МакКлелланд Побуждение к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства. Предполагает принятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности. David C. McClelland. The Achieving Society, 1961. Автор программы: Деминская В.Э Перфекционизм Стремление достичь совершенства в выполнении своей работы («Комплекс отличника»). • Адаптивный – высокая трудовая мотивация, гражданское поведение; • Дезадаптивный – невротическое психологическое отклонение. Автор программы: Деминская В.Э Быстрый тест на перфекционизм Дезадаптивный перфекционизм • • • • • В попытке отшлифовать мелочи работа затягивается до бесконечности Работа «на износ» Тесно связан с прокрастинацией Боязнь совершить ошибку → отказ от разумного риска и совершенствования профессиональных навыков. На руководящей должности – безосновательно завышенные требования к подчиненным Нарциссизм Нарциссизм — это особенность психики, при которой человек воспринимает себя как уникального индивидуума, считает себя лучше других, что не всегда соответствует действительности. Источник:https://style.rbc.ru/health/5f3057f29a7947d5405b505a Автор программы: Деминская В.Э Признаки нарцисса • • • • • • Высокое ЧСВ; Безграничная уверенность в себе; Убежденность в своем исключительности; Требует постоянного внимания и восхищения; Ему (ей) все должны; Использует других людей для досттжения собственных целей; • Низкий уровень эмпатии; • Высокий уровень зависти; • Высокий уровень высокомерия. Автор программы: Деминская В.Э Причины нарциссизма Генетика Круэлла Баронесса Причины нарциссизма Социальный контекст (родители) (K. Horney) Автор программы: Деминская В.Э Виды нарциссизма E. Green «Borderline, Narcissistic, and Schizoid Adaptations: the pursuit of Love Admiration and Safety» Открытый (грандиозный) Каледон, «Титаник» Скрытый (депрессивный) «Отличник» Перверзный (токсичный) Матушка Готель, «Рапунцель» Автор программы: Деминская В.Э Как вести себя с нарциссом? • Осознавать, что перед вами нарцисс; • Говорить напрямую («Это манипуляция с твоей стороны?»); • Не давать повода «зацепиться» за манипуляцию; • Придерживаться темы разговора; • Хвалите нарцисса. Автор программы: Деминская В.Э Нарцисс на работе Подчиненный • Избегание и перекладывание ответственности; • Слишком «хороши» для данной работы; • Сопротивление и конфликты; • Нарушение климата в коллективе; Руководитель • Полное игнорирование критики, проблем; • «Заимствование» идей; • Самодурство; • Абьюз; • Завышенные требования; Нил Дж. Лавендер «Toxic Coworkers: How to Deal with Dysfunctional People on the Job». Нарцисс на работе - выгоды Подчиненный Руководитель • Использование как «оружия»; • Манипуляция на желания признания успехов; • Поведение нарцисса подходит, где необходима низкая эмпатия; • Эффектные ораторы и презентаторы (продажи) • Лучшие лидеры («Лидерство без вранья» Д. Пфеффер); • Возможность получить желаемое через манипуляцию признания и восхищения; • Возложение ответственности; Автор программы: Деминская В.Э Автор программы: Деминская В.Э Психовампиры. Как общаться с теми, кто крадет нашу энергию? (Х. Пезешкиан, К. Фойгт) Вампир душитель Вампир «Холодное сердце» Любопытный вампир Вампир «Да, но…» Равнодушный вампир Вампир «Волк в овечьей шкуре» Вампирстрадалец Вампирскалолаз Вампир «Я тут не при чем» Вампирконсерватор Вежливый вампир Вампир эксперт Автор программы: Деминская В.Э Вампир - душитель Начальник-тиран, эгоцентрист, нарцисс. Проявляется в немедленном выполнении задач. Невозможно «победить»: ему необходимо обесценивать других для своего комфорта. Большое самомнение, но низкая самоценность. Перфекционисты. Идеализируют вампира. Стратегия победы схожа с нарциссом: 1. осознать, что перед вами вампир-душитель; 2. не пытайтесь ему угодить; 3. делайте свои дела Автор программы: Деминская В.Э Вампир-консерватор Руководитель - нарцисс, старой формации не замечает прогресса в обществе, живут в коконе и затаскивают своих жертв, словно в ловушку. Слепо разрушают. Два варианта развития событий: 1) отстранение от должности; 2) назначение преемника (марионетка). В свое время сам консерватор мог рисковать, иначе не дослужился бы до высокой должности, но страх потери начинает перевешивать. Консерватор руководит банальный страх – преемник вытеснит «короля», поэтому иногда идут на риск и назначают изначально слабого преемника. Флегматики, привыкшие к размеренности. Прогрессивно мыслящие новаторы. Любые попытки изменений пресекаются вампиром. Столкновение риска и страха риска. 1) Принять факт вампира – консерватора; 2) Подстроиться под условия; 3) Ждать (2 года). Если изменений нет, то увольняться Автор программы: Деминская В.Э Вампир «Холодное сердце» Эмоционально холодные люди, не хотят и/или не умеют поддерживать долгосрочные отношения. Низкая эмпатия. Безразличны к людям и их чувствам. Нацелены на дело. Шизоидный тип личности. Нет чуткости, и такой вампир не поймет слез или криков. Но данный вампир не виноват – он реально не понимает даже своих чувств. Эмоциональные, чуткие, ориентированы на отношения, чуткие, верят в добро и понимание. Столкновение льда и пламени. Вампир с холодным сердцем может очаровать своей закрытостью – именно загадочность дает власть над людьми. 1) Не открывайтесь излишне рациональным людям, ведите себя также сдержано, рационально, по-деловому; 2) Защищайте свои чувства Автор программы: Деминская В.Э Вампир-скалолаз Достиженчество, интересует только успех и достижение целей («сын маминой подруги»). Ему невозможно угодить. Но он сам всегда активен, ждет того же и от других. Не умеют радоваться успеху – бесконечные новые цели. Они решительны и целеустремлены, по этой причине уважаемы. Привыкшие с детства заслуживать любовь. Сильно зависят от чужого мнения и от признания общества. Готовы угождать, отдавать, очень мало получают взамен (редко получают повышение зарплаты, похвальбу, несмотря на безупречную работу). Они привыкли к такому отношению. В итоге: отличные работники с выгоранием. 1) Принять себя, понять, что достойны любви без причины; 2) Осознать самоценность; 3) Принять тот факт, что постоянный поиск лучшего – это страх настоящего. 4) Научится отказывать и не воспринимать это как проигрыш Автор программы: Деминская В.Э Вежливый вампир (в связке с вампиром скалолазом) Старателен и всегда готов помочь. Хватаются за любое дело, но сжирают время окружающих. Медлителен. Характерен конформизм, неуверенность в себе, избегание, неспособность принимать решения. Ему пришлось рано приспосабливаться, отодвигать свои потребности, не высовываться. В детстве ниже травы тише воды. Выводит из себя вампиров-скалолазов. 1) Не критиковать вежливого вампира – он замкнется; 2) Решать за него распоряжаться силами и временем, но оставлять возможность для самовыражения; 3) Атмосфера эмоциональной защищеннности. Автор программы: Деминская В.Э Вампир-эксперт Мир вращается вокруг них, их суждения универсальны, всегда правы. Рациональны, эгоистичны, низкая самоценность. Боязливы и завистливы – источник их критики. Неуверенные в себе (верующие в тренинги), оказавшиеся в стрессовой ситуации. Чувствительные, рефлексирующие. 1) Найти подтверждение «экспертности»; 2) А нужен ли вам вообще совет от такого эксперта? Автор программы: Деминская В.Э Существуют ли психо вампиры? • Подумать, с каким именно вампиром вы встречались в жизни (при каких обстоятельствах, каким он (она) был, какими в тот момент были вы); • Осознать, как именно он «высасывал из вас жизнь»; • Осознать самоценность Автор программы: Деминская В.Э Самоценность • Умение сказать «нет»; • Понимать, что вы заслуживаете безусловной любви; • Отказаться от мысли «что скажут люди»; Как повысить самоценность? Составить личный список достижений (и это не про резюме) Автор программы: Деминская В.Э Основные выводы • Личность формируется в обществе; • Поведения человека во многом зависит от его личности и преобладающих черт его личности; • Важность «правильного человека» на нужном месте; • В академических исследованиях в рамках организационного поведения чаще всего используют тест «Большая пятерка личностных качеств»; • Рассматривать личность возможно с разных точек зрения (локус контроля; зрелость; эмоциональный интеллект; макиавеллизм, креативность, нарциссизм). Автор программы: Деминская В.Э Тема 4. Личность в организации: психические процессы и восприятия Автор программы: Деминская В.Э Психические процессы Ощущение – простой психический процесс. В ощущении отражаются отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира и внутреннего состояния человека. • зрительные; • слуховые; • вкусовые; • температурные; • обонятельные; • вибрационные; • болевые ощущения; • ощущение равновесия; • ощущение ускорения. Автор программы: Деминская В.Э Мышление Мышление– опосредованное и обобщенное отражение существенных закономерностей связей и отношений. • критичность, • широта, • самостоятельность, • логичность • гибкостью мышления. Автор программы: Деминская В.Э Внимание Внимание – направленность психики на определенный объект, имеющая устойчивое или ситуативное значение. Внимание может быть непроизвольным и произвольным. Автор программы: Деминская В.Э Память Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Автор программы: Деминская В.Э Эмоции Состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности (Психологический словарь) Автор программы: Деминская В.Э

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Социология

Теоретические основы формирования социальной активности личности

Лекция 1 Теоретические основы формирования социальной активности личности Оглавление Понятие социальной активности. .....................................

Экономика

Организационное поведение

Курс лекций рекомендован в качестве основного учебного материала студентам, получающим высшее образование в Курском институте менеджмента, экономики и...

Организационное развитие

Организационное поведение

Организационное поведение Курс лекций рекомендован в качестве основного учебного материала студентам, получающим высшее образование в Курском институт...

Педагогика

Воспитание как общественное и педагогическое явление

Педагогика: Теория и методика воспитания Лекция 1. Тема: Воспитание как общественное и педагогическое явление(4ч.) План 1. Воспитание как культурно- и...

Социология

Социология

Учебно-методическая разработка по дисциплине «Социология» Мальченкова А.Е. Конспект авторского курса лекций. В конспекте изложены основные направления...

Автор лекции

Мальченкова А.Е.

Авторы

Менеджмент

Психология менеджмента

СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Введение в управленческую психологию 3 1.1. Предмет управленческой психологии и место этой дисциплины в структуре наук об управлени...

Социология

Руководитель в системе управления

Лекция №7 Тема 7. Руководитель в системе управления Учебные вопросы: 1. Личность руководителя в системе управления. 2. Роль и функции руководителя 3. ...

Психология

Понятие личности преступника. Социально-философская сущность личности и ее взаимосвязь с сущностью личности преступника

Лекция №10 Тема: Понятие личности преступника. Социально-философская сущность личности и ее взаимосвязь с сущностью личности преступника. 1. Понятие л...

Социология

Социология

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ Е.М.Токарева СОЦИОЛОГИЯ Конспект лекций Москва 2005 Токарева Е.М. Социо...

Автор лекции

Токарева Е. М.

Авторы

Педагогика

Теоретико-методологические основы пенитенциарной педагогики

Раздел 1. «Теоретико-методологические основы пенитенциарной педагогики». Тема «Пенитенциарная педагогика: понятие, категории, задачи, Связь с другими ...

Смотреть все