Справочник от Автор24
Педагогика

Конспект лекции
«Игра в сфере досуга»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по педагогике / Игра в сфере досуга

Выбери формат для чтения

doc

Конспект лекции по дисциплине «Игра в сфере досуга», doc

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Игра в сфере досуга». doc

txt

Конспект лекции по дисциплине «Игра в сфере досуга», текстовый формат

Игра в сфере досуга Игра — это одна из наиболее эффективных форм организации досуговой деятельности, оказывающая на ребенка определенное просветительское и воспитательное влияние. По утверждению С.А. Шмакова, игра — это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей: это сфера сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых. Игра — это особый вид деятельности, потому что играть приятно, играть легко и весело, в игре человек проживает счастливое состояние. Наиболее важными функциями игры являются:  • воспитательная функция;  • развивающая функция;  • функция межнациональной коммуникации;  • коммуникативная функция;  • диагностическая функция; • игротерапевтическая функция;  • функция коррекции в игре;  • развлекательная функция игры.  Большинству игр присущи четыре главные черты:  1)  свободная развивающая деятельность; 2)  творческий, импровизационный характер этой деятельности;  3)  эмоциональная приподнятость деятельности;  4)  наличие прямых или косвенных правил.  В педагогической литературе существуют разнообразные подходы к классификации игр. Наиболее полной и распространенной классификацией игр является классификация С.А. Шмакова. Он разделил все детские игры на следующие виды.  1.  Физические и психологические игры и тренинги:  а) двигательные (спортивные, подвижные, моторные);  б) экстатические, экспромтные игры и развлечения;  в) освобождающие игры и забавы;  г) лечебные игры (игротерапия).  2.  Интеллектуально-творческие игры:  а) предметные забавы;  б) сюжетно-интеллектуальные игры;  в) дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);  г) строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные игры, игры-автоматы.  3.  Социальные игры:  а) творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);  б) деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные). 4.  Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность). Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Между ними есть существенные различия. Правила всегда четко очерчены, неизменны и всегда соблюдаются по отношению к данной игре. Условия произвольны, ситуационны. Участники или организаторы игры договариваются между собой относительно того, как все будет происходить. Например, сколько будет команд, сколько будет конкурсов, как будут оцениваться результаты и др. Независимо от вида игр, условий проведения правила должны отвечать ряду требований.  1.  Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования в массовой досуговой деятельности, когда участники не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать и в результате у участников игры теряется интерес.  2.  Игра должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей.  3.  Игра должна быть интересна для всех. Это требование тесно связано с предыдущим.  4.  Игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников. Более всего это требование следует соблюдать при организации и проведении подвижных игр, построенных на проявлении ловкости, быстроте физической реакции, приложении физических усилий.  5.  Задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполнению.  Игра для ребенка — это выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Ребенок в каждом возрасте видит игру по-своему и придает ей огромное значение. Опыт детских оздоровительных лагерей показывает, что использование игровых форм в организации праздников, во время купания и просто в свободное время поднимает настроение, снимает напряжение, уменьшает количество отрицательных поступков со стороны воспитанников. В игре дети и подростки обнаруживают все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на его развитие. Ни один вид деятельности так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности, как игра. Увлеченный игрой, воспитанник обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый ребенок в отряде совершенно по-иному проявляет себя в игре. Через игру вожатый имеет возможность сдружить детей, сплотить их, привить им чувство коллективизма, выработать сознательную дисциплину. Организатору детского досуга следует помнить, что игра является не только средством развлечения и отдыха, но и средством физического, нравственного и социального воспитания. К организации игр предъявляются следующие педагогические требования:  1)  игра не должна включать в себя даже малейшую угрозу жизни и здоровью ребенка;  2)  вещи и предметы должны быть безопасны для жизни и здоровья ребенка;  3)  игра не должна унижать достоинство ребенка;  4)  участники игры должны хорошо понимать ее смысл и содержание, правила, операции, точное обозначение используемых в ней терминов, понятий;  5)  игра строится с учетом физических особенностей детей, их возраста, широты кругозора;  6)  организатор игры должен следить за тем, чтобы в соревнованиях участвовали равные по силам дети, все участники находились в равных условиях, периодически менялись ролями и игровыми позициями. Наиболее простыми в организации и проведении, позволяющими вовлечь в игру любую аудиторию, являются игры викторинного типа, построенные как ответы на вопросы. Принцип викторины — назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть на эрудицию, на находчивость, на сообразительность. Они могут быть на одну тему и различные по содержанию. Во всех случаях вопросы рассчитываются на средний и даже немного ниже среднего уровня эрудиции. Существует множество игр, в которых обыгрываются веселые и смешные ситуации. Это игры-розыгрыши. Здесь педагогу следует помнить о том, что никого нельзя делать объектом смеха. Вовлекая ребенка в розыгрышную ситуацию, нельзя строить ее на демонстрации его неловкости, несообразительности, неуклюжести. Смех, рождаемый розыгрышем, не будет обидным лишь в тех случаях, когда он относится к нелепостям, пародийности, слабостям, абстрагированным от конкретного лица. Особый интерес в практике организации досуговой деятельности подростков представляет игра-лотерея. Это вид организованной азартной игры, в которой призы достаются владельцам счастливых выигрышных билетов. Использование этого принципа вполне приемлемо как одно из развлечений во время проведения различных массовых форм досуговой деятельности. В последнее время широкое распространение получили игры, предложенные Н.Е. Щурковой. По их содержанию и назначению эти игры можно охарактеризовать как социально-психологические. Социально-психологическая игра — это всегда «здесь и сейчас», проживаемая жизнь. Любая игра носит такую характеристику, даже прятки, догонялки, лапта, ибо содержанием любой игры является столкновение физических и психологических свойств и качеств играющих, а сами играющие всегда располагаются в определенном социальном пространстве. Но социально-психологическое в традиционных играх все-таки выступает некоторым фоном, на котором разворачивается фабула игры. В педагогических же игровых методиках социально-психологическое — это объект внимания, осмысления, оперирования, оценивания. А фабула — средство, помогающее иллюстрировать социально-психологическое явление, подлежащее осмыслению участников игры. Игровые методики, предлагаемые Н.Е. Щурковой, такие как «Волшебный стул», «Дискуссионные качели», «Час тихого чтения», «Смешинки» и др., — это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана. Организация такого рода игр есть не что иное, как введение детей в проживание социально-духовных отношений к объектам жизни. Игровые методики Н.Е. Щурковой под общим названием «Собрание пестрых дел» доступны любому педагогу, интересны для школьников, а главное, не имеют возрастных ограничений. В них с удовольствием будут играть не только младшие школьники, но и подростки. Таким образом, любая игра из вышеперечисленных требует от педагога знания некоторых методических правил:  1)  организуя игру детей, необходимо учитывать два целевых плана: собственно-игровую деятельность (для детей) и решение определенных воспитательных задач (для педагога);  2)  обдумывание структуры игры, цели, логики развития игры, правил игры, логическое ее завершение;  3)  использование конкретных приемов создания и развития игровых ситуаций: демонстрирование взрослым подлинного интереса к игре, снятие напряженности, определенный алгоритм игры, соблюдение педагогического такта;  4) педагог должен всегда иметь под рукой набор игр «на все случаи жизни».

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Педагогика

Инновационные технологии в разработке досуговых проектов и программ

Лекция 3. «Инновационные технологии в разработке досуговых проектов и программ» Культурно-досуговая программа – форма рекреационно-развивающей деятель...

Педагогика

Основные направления досуговой деятельности несовершеннолетних

Лекция 2. Основные направления досуговой деятельности несовершеннолетних ДОСУГ - часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий...

Культурология

Социально-культурный уклад на Руси в XV – XVII в.

Лекция № 3. Социально-культурный уклад на Руси в XV – XVII в. XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то ...

Культурология

Особенности культурно-досуговых программ. Типы культурно-досуговых программ

План. 1. Особенности культурно-досуговых программ 2. Типы культурно-досуговых программ 3. Этапы подготовки культурно-досуговой программы 4. Оформление...

Культурология

Социально-культурная деятельность на Руси в X -XV вв.

Лекция № 2. Социально - культурная деятельность на Руси в X -XV вв. Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к пер...

Культурология

Социально-культурная деятельность в историко-культурном процессе

МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лекция № 1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе История ...

Туризм

Техника и технология в сервисной деятельности

Лекция 1. Введение в курс «Техника и технология в сервисной деятельности» 1. Цели и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины «Техника и технология ...

Физическая культура

Рекреационно-оздоровительные технологии

Лекция 1. Понятие и назначение рекреативных технологий Ключевым понятием, определяющим специфику исследования, является «рекреация». В. И. Даль почти ...

Культурология

Общественно-просветительское движение и досуг в России в XIX – начале XX века

Лекция № 5. Общественно-просветительское движение и досуг в России в XIX – начале XX века В дореволюционной России социальный прогресс был напрямую св...

Культурология

Общественно-просветительское движение и досуг в России в XIX – начале XX века

Лекция № 5. Общественно-просветительское движение и досуг в России в XIX – начале XX века В дореволюционной России социальный прогресс был напрямую св...

Смотреть все