Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

Определение 1

Николай Яковлевич Данилевский – ($1822 – 1885$) русский философ, социолог, естествоиспытатель.

Концепция культурно-исторических типов

Главным трудом Данилевского является произведение «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому». Работа опубликовалась в журнале «Заря» $1869 – 1871$ гг.

В данной работе представлена мысль Данилевского о культурно-исторических типах. Теория Данилевского основывалась на исследования его предшественников циклической концепции развития культуры Д. Вико, И.Г. Гердера, Р.Ю. Виппера, Г. Лампрехта.

Данилевский, как никто другой, с особой страстью и рвением продолжил отстаивать правомерность циклической модели развития культуры, опираясь на злободневный политический материал.

Статья: Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Ключевая идея концепций

Замечание 1

Основной мыслью Данилевского было то, что нет никаких оснований противопоставлять Восток, который ассоциируется с застоем, по сравнению с Западом, который полагается полюсом прогресса, поскольку везде имеются страны «очень способные, менее способные и вовсе не способные к гражданскому развитию человеческих обществ».

Данилевский делает вывод, исходя из анализа истории развития человечества, что оно не есть «естественная система». Таким образом, историческое деление на древнюю, средневековую и новую, которое могло бы быть важным для всего человечества, не существует.

Каждое историческое племя имеет свою собственную древнюю, средневековую и новую историю. Из этого умозаключения, Данилевский начинает разрабатывать свою концепцию культурно-исторических типов или другими словами «форм исторической жизни человечества, как формы растительного и животного мира, как форм языков, как проявление самого духа, стремящегося осуществить типы добра, истины и красоты».

«Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данилевский утверждает, что культурно-исторический тип способен эволюционировать от этнографического состояния к государству, а далее – к цивилизации.

Ход истории можно просмотреть в процессе смены вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Данилевский выступает против общечеловеческой цивилизации.

Мыслитель выделяет такие культурно-исторические типы (самобытные цивилизации):

  • Египетская
  • Китайская
  • Ассирийско-вавилоно-финикийская
  • Индийская
  • Еврейская
  • Греческая
  • Римская
  • Ново-семитическая, аравийская
  • Германо-романская, европейская
  • Мексиканская
  • Перуанская

По концепции Данилевского, базовые критерии цивилизации не могут восприниматься цивилизациями другого типа. Развитие культурно-исторических типов ничем не определен, а момент расцвета и роста цивилизации весьма короткий. Итоговый период бесповоротно опустошает энергию культурно-исторического типа.

Теория Данилевского, из-за ее связи с биологическими аналогиями, и противопоставлением локально-исторических типов культуры внешней действительности, подверглась критической оценке со стороны Вл. Соловьева и Н. Кареева.

По Данилевскому, имеется $4$ разряда культурной деятельности:

  • Религиозная
  • Культурная (научная, эстетическая)
  • Политическая
  • Общественно-экономическая

Также Данилевский различал культурно-исторические типы по основам:

  • Одноосновные – еврейская цивилизация, развивавшая религиозную деятельность. Греческая и римская цивилизации развивали политическую деятельность.
  • Двухосновные – германо-романская цивилизация развивала научную и промышленную культуру, иными словами общественно-экономическую и культурную деятельность.

Данилевский отдельно выделял славянский культурно-исторический тип, на который он возлагал надежды по становлению в нем четырёхосновной деятельности. Данилевский уповает на перспективность славянского культурно-исторического типа и России, которая должна стать объединяющим началом Всеславянского союза.

Работа «Россия и Европа» таким образом, иногда считается «катехизисом славянофильства».

Кроме культурно-исторических типов Данилевский говорит о народах, которые являются «бичами Божьими», поскольку играют негативную лепту в развитии истории: гунны, монголы, турки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot