Изучение проблем конфликтов в организациях является весьма актуальным в современных условиях.
Как известно, организация всегда является достаточно сложной системой и функционирование ее подчиняется определенным законам. Несоблюдение и нарушение последних часто может являться причиной возникновения и развития конфликтов, которые могут нести серьезные и порой деструктивные последствия.
Само слово «конфликт» (лат. «conflictus») – означает «столкновение» (противоположных взглядов и интересов, серьезное разногласие, спор с горячей полемикой и т. д.).
Конфликт – это всегда явление социальное, исходящее из самой сути природы общественной жизни. Под организационным конфликтом следует понимать процесс и систему взаимодействия групп и отдельных индивидов, направленные на разрешение существующих противоречий, возникающих вследствие столкновения противоположных интересов, целей позиций, мнений, взглядов и т. д.
Факторы конфликта
Основное отличие внешних факторов конфликта от внутренних в первую очередь состоит в том, что они не зависят от особенностей деятельности самой организации и это значит, что им практически невозможно противодействовать.
Основные внешние факторы конфликта в себя включают:
- социальную поляризацию;
- экономическую и политическую нестабильность;
- природные катаклизмы
- углубление социальной стратификации;
- социальная напряженность и т. д.
Внутренние факторы конфликта. Они могут носить как объективный (финансово-экономические, организационные и т. д.), так и субъективный (психологические, личностные) характер. Комплексный учет всей совокупности факторов конфликта очень важен для эффективного функционирования любой организации.
Основные причины возникновения конфликтов
Для эффективного управления конфликтами, а также их профилактики, очень важно максимально точно определить причины их возникновения. Опытному управленцу, который хорошо разбирается в классификации конфликтов, а также в причинах их возникновения, всегда будет гораздо легче предпринять эффективные шаги по устранению и профилактике всех этих причин.
Есть довольно много объективных факторов, которые могут послу-жить причиной возникновения конфликтов. Основные из них – это: власть и распределение ресурсов, статусные позиции, престиж, карьера, и многое-многое другое.
Пути решения конфликтов
Управление конфликтом представляет собой процесс целенаправленного воздействия на конфликт. Управление конфликтом начинается с момента возникновения проблемной ситуации и до завершения конфликта. Данный процесс включает в себя меры по профилактике конфликтов, их диагностике, прогнозированию, урегулированию и, наконец, разрешению.
Значительная часть исследователей в сфере конфликтологии отмечают, что управление конфликтом включает следующие два основных этапа:
- 1 этап – профилактика конфликта (состоит из симптоматики, диагностики, прогнозирования и предотвращения);
- 2 этап – завершение конфликта, включающее в себя ослабление, урегулирование, разрешение, гашение, пресечение, преодоление, пресечение, а также устранение конфликта.
Таким образом, управление конфликтом – это важнейшая задача менеджмента любой организации. Эффективность управления конфликтом во многом зависит от уровня компетенции руководства организации.
Управление конфликтом берет начало с его профилактики, то есть с создания условий, которые препятствуют его возникновению. В случае же если наступление конфликта оказывается неизбежным, то управление конфликтом начинается с ранней диагностики и более точного прогнозирования перспек-тив развития конфликта. Что касается процедур урегулирования и разрешения конфликта, то они применяются с целью уже завершения конфликтного взаимодействия.
Основные признаки конфликтов
Не взирая на неповторимость и уникальность каждого конфликта, все же можно выделить наиболее общие признаки, которые проявляются в стилях конфликтного поведения (которые также часто называют стратегиями, моделями или техниками).
К подобного рода стратегиям можно отнести, в первую очередь:
- уклонение (избегание, уход);
- приспособление;
- принуждение;
- консенсус (сотрудничество);
- компромисс и т. д.
Основные технологии и этапы разрешения конфликтов
Урегулирование конфликта состоит из $3$ основных этапов:
- признание конфликта в качестве осуществившегося факта;
- институционализация конфликта (определение основных норм и правил, в соответствии с которыми должно происходить конфликтное взаимо-действие);
- легитимизация конфликта (признание этих норм и правил, а также их соблюдение).
Основными предпосылками для урегулирования конфликтов являются:
- организованность конфликтующих сторон;
- готовность признать правомерность взаимных требований сторон и принять всякий результат урегулирования конфликта (пусть даже если он в определенной мере противоречит их интересам, то есть, компромисс);
- принадлежность конфликтующих сторон к одной социальной общности.
Технологии, которые применяются в процессе регулирования конфликта, можно подразделить на такие четыре основных блока:
- коммуникативные;
- информационные;
- организационные;
- социально-психологические.
Процесс разрешения конфликта можно разбить на три основных этапа:
- диагностика конфликтной ситуации;
- выбор оптимального способа разрешения конфликта;
- непосредственное управленческое воздействие, а также оценка его эффективности.
Существуют три основные предпосылки, которые необходимы для того, чтобы приступить к эффективному разрешению конфликта:
- конфликт должен быть достаточно зрелым;
- стороны конфликта должны ощущать потребность в его разрешении;
- конфликтующие стороны должны обладать достаточными ресурсами для его разрешения.
Из этого следует, что к разрешению конфликта (то есть, полному его завершению) следует приступать после его урегулиро¬вания (или, другими словами, частичного завершения).