Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Живопись, скульптура в России XVIII в.

Развитие русской живописи

В первой половине $XVIII$ в. особенно ярко успехи русской живописи проявились в творчестве А.Т. Матвеева и И.Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет.

Мастера гравюры (братья Зубовы, И. Адольский, А. Ростовцев) с блеском изображали виды Петербурга, батальные сцены, морские пейзажи и т.п. Расцвет русской портретной живописи во второй половине $XVIII$ в. был вызван востребованностью портрета в обществе: оставить запечатленный на полотне образ стремились многие – от царствующих особ до купцов. Парадный портрет прославлял личность, камерный – отражал внутренний мир человека.

Русские живописцы XVIII века

Большим мастером портрета был А.П. Антропов (1716–1795), сын мастера-оружейника, ученик А. Матвеева, И. Вишнякова, Л. Каравакка. Его портреты известны правдивым, до беспощадности, изображением портретируемых (парадный портрет Петра III, камерные портреты А.И. Измайловой, М.А. Румянцевой, A.B. и Д.И. Бутурлиных).

А.П. Антропов Портрет Петра III. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Выходцем из крепостных, получившим образование в Академии художеств, был Ф.С. Рокотов (1735–1808). В 60-е гг. им были написаны парадные портреты Екатерины II, Павла Петровича, Г. Г. Орлова. Но славу Рокотову принесли небольшие по размерам, интимные портреты (В.И. Майкова, Н. Е. Струйского и его жены, В.Н. Суровцевой), и многих не известных нам лиц («Неизвестная в розовом платье», «Неизвестный в треуголке» и др.). Модели художника объединены неким духовным родством, чувством собственного достоинства и значимости, богатым внутренним миром, легкой иронией и разочарованностью.

Ф.С. Рокотов «Неизвестная в розовом платье». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Живопись, скульптура в России XVIII в.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сын украинского священника и иконописца Д. Г. Левицкий (1735–1822) был учеником Антропова. Получив в 1770 г. звание академика, он на протяжении многих лет руководил портретным классом в Академии художеств. Левицкий был мастером как парадного, так и интимного портрета. Он блестяще объединял проникновение во внутренний мир человека с высоким мастерством изображения деталей интерьера и одежды. Портреты юных воспитанниц Смольного института пленяют обаянием молодости и грацией. Яркая индивидуальность подчеркнута в портретах богача и филантропа П.А. Демидова, духовным богатством, благородством, напряженной внутренней жизнью отмечены портреты:

  • Д. Дидро,
  • H.A. Львова,
  • М.А. Дьяковой,
  • Н.И. Новикова.

Д. Г. Левицкий Портрет Д. Дидро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Талантливым учеником Левицкого стал приехавший из Миргорода сын казака В.Л. Боровиковский (1757–1825), чье творчество связано с сентиментализмом. В портретах М.И. Лопухиной, Е.А. Нарышкиной, В.И. Арсеньевой он воплотил поэтические женские образы, связанные внутренней гармонией с окружающей их природой. Частный характер носит известный портрет Екатерины II, на котором изображена пожилая дама а салопе, прогуливающаяся по парку с собачкой.

Во второй половине $XVIII$ в. начинают развиваться новые жанры в живописи. Историческая живопись была представлена полотнами:

  • А.П. Лосенко («Владимир перед Рогнедой», «Прощание Гектора с Андромахой»),
  • Г.И. Угрюмова («Избрание Михаила Федоровича на царство»).

Пейзажный жанр в русской живописи (виды Павловска и Петергофа, итальянские пейзажи) утвердил С.Ф. Щедрин. Начало бытового жанра было положено картинами из народной жизни М. Шибанова («Крестьянский обед», «Сговор») и И.А. Ерменева.

Скульптура

Талантливым мастером скульптурного портрета был земляк М.В. Ломоносова Ф.И. Шубин (1740–1805), воспитанник Академии художеств, стажировавшийся в Италии и Франции. Скульптурный портрет Ломоносова считают наиболее достоверным изображением ученого. В проникновении в индивидуальный мир своих героев и виртуозной обработке мрамора Шубину не было равных. Им была создана портретная галерея современников:

  • Екатерина II,
  • Павел I,
  • Орловы,
  • Чернышевы,
  • Г.А. Потемкин,
  • A.A. Безбородко,
  • A.M. Голицын,
  • и др.

М.И. Козловский (1753–1802) воплощал в скульптуре идеи классицизма. В памятнике A.B. Суворову в Петербурге на Марсовом поле он создал образ полководца, национального героя в античном облике. Аллегорией победы России над Швецией в Северной войне стала статуя для Большого каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва».

В России работали иностранные художники и скульпторы. Французский скульптор Э.М. Фальконе (1716–1791) создал памятник Петру I, воплотив могучий образ реформатора, указывающего России путь преобразований. «Медный всадник» стал одним из символов Петербурга.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot