Проект реформы и причины проведения
В $1860$-е гг. Александр II провел ряд преобразований в экономической сфере, направленных на модернизацию всей системы финансов России. Необходимо было привести экономическую систему страны к капитализму.
Автором проекта реформ был Татаринов В.А., специально подготовленный для этого задания. В $1856$ г. Татаринов с командировкой выезжал за границу для изучения иностранных вариантов финансового хозяйства.
Отмена крепостного права в $1861$ г. привела к формированию нового, близкого к европейскому того времени типу экономики, однако финансовая система оставалась во многом архаичной, из-за того, что основывалась на подушной подати. Разумеется, при таком перекосе финансовая система нормально функционировать не могла – уже свершенные и продолжающиеся реформы требовали много средств.
Новшества 1860-1864 гг.
Под задачи модернизации на протяжении $1860-1862$ гг. создавались новые органы – Государственный банк, Главное выкупное учреждение при Министерстве финансов.
$22$ мая $1862$ г. реформа стартовала с введением «Правило о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений».
Финансы получили гласность, что означало, что впервые будет опубликован государственный бюджет. Все государственные органы получили требования и формы для составления подробных смет и отчетов. Это делалось также для доступности информации и для контроля над расходованием средств, проще говоря, государство пыталось взять под контроль растраты и минимизировать воровство бюджетных денег.
Роспись государственного бюджета должны были утверждать Государственный совет и император.
Модернизация в 1864-1868 гг.
Далее, реформировалась система Министерства финансов – в $1864-1868$ гг. в нем выделились Казначейства, задачей которых было управление доходами государства. Затем, в $1865$ г. для управления на местах появились контрольные палаты.
Ранее у большинства крупных государственных органов были самостоятельные кассы, движение средств по которым было далеко не прозрачным. Теперь же появилась одна касса, руководство которой осуществляло государственное казначейство.
Финансовый контроль оценивал проект бюджета, а также поставлял для Государственного совета отчет по исполнению прошлогоднего бюджета.
Финансовые реформы, разумеется, затронули и торговлю. Коррупция была давней и серьезной проблемой, борьба с которой была труднореализуемой. Для борьбы с коррупцией существовавшие откупа на алкоголь и табак были заменены акцизными марками. Винный откуп давал огромные средства бюджету, но тем не менее, его отменили. Теперь специальные Акцизные управления выдавали акцизы, а во главе этой системы стал Грот К.К., известный своей неподкупностью.
Налоговая система приблизилась к современной – налоги делились на прямые и косвенные, но стоит отметить, что подушную подать правительство отменить не рискнуло.
Итоги финансовой реформы
Планировалось проведение Денежной реформы, однако недостаток драгоценных металлов – серебра и золота – на обмен бумажных денег отодвинул ее на несколько десятилетий. Эта реформа был проведена уже Витте С.Ю. в $1895-1897$ гг.
Таким образом, по проекту Татаринова в $1860$-е гг. были произведены серьезные изменения в финансовой сфере империи, которые в целом просуществовали до $1917$ г.
Финансовая система Российской империи в результате реформ претерпела качественные изменения – она стала значительно более эффективной и прозрачной. Коррупция не была искоренена в полной мере, однако ее удалось обуздать с помощью строго контроля за бюджетными средствами.
Можно сказать, что усиление контроля повысило ответственность всех чиновников, т.к. теперь растраты легко было обнаружить. Все это позволило государству преодолеть тяжесть последствий отмены крепостного права и перестройки экономики.