Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Городское самоуправление во второй половине XIX в.

Разработка проекта

Городская реформа $1870$ г. явилась продолжением Земской реформы. Модернизация Александра II в числе прочего предполагала некоторую долю децентрализации для эффективной работы. Зависимость городов, число и размер которых быстро росли, от решений центра затормаживала развитие. Для решения этой проблемы решено было ввести органы местного самоуправления, наделив их рядом важных функций.

В $1862$ г. началась разработка проекта Городской реформы, для чего было основано более $500$ комиссий в российских городах. Местные комиссии должны были предлагать решения по эффективному управлению городом.

Большинство комиссий предложило наделить избирательными правами все сословия, дабы подойти к проблемам города комплексно и объективно. Но это предложение было проигнорировано, что ввело разработку проекта в стадию паузы. Но в $1864$ г. все-таки появилось Городовое положение, созданное под руководством Валуева П.А. Оно содержало в себе некоторые предложения местных комиссий. Положение было отправлено Государственному совету, но там оно застряло на $2$ года.

Статья: Городское самоуправление во второй половине XIX в.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Содержание реформы

Переработанный проект Городового положения был принят $16$ июня $1870$ г. По положению появлялись органы городского самоуправления, в ведении которых были хозяйственные вопросы, такие как благоустройство городских улиц, зданий, создание и развитие инфраструктуры города, вопросы безопасности, обеспечения жителей продовольствием, а также ведение финансовой системы города и пр.

Органами, созданными для решения этих вопросов стали городская дума и городская управа. Также появилось избирательное собрание, функцией которого был выбор гласных в городскую думу.

Определение 1

Гласный – выборный член городской думы, а также земского собрания, который имел решающее право голоса.

Выборы в органы самоуправления города проводились раз в $4$ года. Существовал имущественный ценз (владение недвижимостью, уплата налогов), право выбора было только у лиц старше $25$ лет. Имущественный ценз являлся удобным инструментом для обеспечения преобладания «элит» в управлении.

«Городское самоуправление во второй половине XIX в.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Думой руководил городской голова. Городская дума являлась распорядительным органом управления. Она назначала членов городских управ, определяла круг проблем для решения – хозяйственного рода, куда включались и финансовые вопросы. Так, правительство понимало, что перекладывание хозяйственных функций на плечи местного самоуправления влечет за собой серьезные финансовые затраты для последних, поэтому городская дума получила право дополнительных налогов и сборов для нужд города. Думы подчинялись губернаторам, которые могли заблокировать их решения. Заседания думы собирались по решению не менее $1/5$ членов, либо по решению городского головы или губернатора. Финансирование городской думы находилось в ведении губернатора.

Выборы в управу проводила дума. Руководил управой также городской голова. Управа являлась исполнительным органом местного самоуправления. Таким образом, управа занималась сбором налогов и прочих платежей, информации для думы (статистика), составляла сметы и выполняла остальные поручения думы. Тем не менее, управа могла выразить несогласие с думой по какому-либо вопросу, в таком случае решение спора совершал губернатор.

Замечание 1

Отметим, что городские органы самоуправления, подобно земствам, были отстранены от каких-либо политических вопросов, они занимались только хозяйственной деятельностью. Кроме того, эти учреждения были поставлены на строгий контроль в верхах во избежание «вольнодумства».

Значение реформы

Несмотря на значительные ограничения, создание городских дум и управ явилось весьма прогрессивным шагом, который привел к развитию регионов. Решение внутренних вопросов без волокиты с центром позволило городам эффективнее существовать и развивать свою экономику. Важно отметить, что, несмотря на ограничения в участии, существование органов самоуправления позволяло обращать внимание на нужды горожан. Кроме того, местное самоуправление оказало благотворное влияние на самосознание граждан, показало, что они заинтересованы в участии в жизни города.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot