Причины принятия новой Конституции
4 июня для всенародного обсуждения опубликован проект новой Конституции (Основного закона) СССР. После принятия Конституции СССР 1936 г. прошло более 40 лет, и необходимость принятия новой Конституции СССР была вызвана коренными изменениями, произошедшими во всех сферах жизни общества, необходимостью больше соответствовать нормам международного права и знаменовать собой уже достигнутое.
Партийные идеологи пытались увлекать советского человека грандиозными планами, сногсшибательными задачами.
На XXIV съезде КПСС (март-апрель 1971 г.) было заявлено, что в СССР построено развитое социалистическое общество.
Закрепление этой новой концепции, пришедшей на смену хрущевской программы «построения коммунизма», произошло в новой Конституции СССР – конституции «развитого социализма», принятой 7 октября 1977 года.
Содержание и сущность Конституции
Высшим органом государственной власти СССР провозглашался Верховный Совет СССР. Высшим судебным органом страны провозглашался Верховный Суд СССР; он осуществлял надзор за судебной деятельностью судов СССР и союзных республик. Узаконивались специальные суды – военные трибуналы их судьи избирались Президиумом ВС СССР сроком на 5 лет.
Впервые в конституционной практике СССР Основной Закон содержал специальный раздел, который предоставлял конституции высшую юридическую силу и определял, что все законы и другие акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией (ст. 173).
Конституция закрепляла полномочия за контролем соблюдением Основного Закона страны и обеспечения соответствия ему конституций союзных республик (п. 11, ст. 73).
Ряд положений касался вопросов охраны конституции. В Основном Законе провозглашалось, в частности, что соблюдение норм конституции и советских законов является обязанностью государственных и общественных организаций (ст. 4), что партийные организации действуют в рамках Основного Закона (ст. 6), что обязанностью граждан СССР, иностранцев и лиц без гражданства является уважение конституции и соблюдения советских законов (ст. 37, 59).
ВС СССР предоставлялось исключительное право принимать конституцию и вносить в нее изменения (ст. 108). Речь шла о праве предварительного конституционного надзора, что было закреплено за комиссиями ВР СССР (ст. 114), о возможности отмены или приостановления действия неконституционных или незаконных решений, постановлений, распоряжений государственных органов (п. 7 ст. 122, ст. 126, 130) и тому подобное. Правом официального толкования законов СССР конституция наделяла Президиум ВС СССР.
Конституция утратила силу после событий во второй половине 1991 года.
Системный кризис в период позднего «развитого социализма»
Каждая советская пятилетка брежневской эпохи награждалась эпитетом. Так, десятая пятилетка (1976-1980 гг.) была названа «пятилеткой качества и эффективности». А в годы одиннадцатой пятилетки (1981-1985 гг.) партийные идеологи породили лозунг, потрясший всех здравомыслящих людей: «Экономика должна быть экономной». Однако все пропагандистские усилия партийного аппарата успеха не приносили. Авторитет КПСС падал буквально на глазах. Многие люди, и партийные, и беспартийные, больше не верили партии. Руководству КПСС не верили даже партийные функционеры. Партия и система превратились в объект для анекдотов и насмешек. Кумирами общества стали А. Галич и В. Высоцкий, с их песнями, проникнутыми критикой советской действительности.
Страна вплотную подходила к кризису всей социально-экономической системы. К началу 80-х годов в СССР, самой большой стране, обладающей огромными природными богатствами, мощным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, оказался самый низкий жизненный уровень среди цивилизованных стран.
Окружение Л. Брежнева формировалось по принципу кумовства, землячества, личной преданности. Из состава Политбюро ЦК КПСС под разными предлогами были выведены люди, творчески мыслящие, склонные к переменам:
- Г. Воронов,
- А. Шелепин,
- Д. Полянский,
- К. Мазуров.
К тому же средний возраст руководителей страны перешагнул 70-летний рубеж. Сам же Генеральный секретарь (так с 1966 года стала именоваться должность главы партии) с 1974 года тяжело болел (сказывалось тяжелое ранение периода Великой Отечественной войны).
Выход из порочного круга мог быть только один – на путях радикальных преобразований, реформировании советской экономической и политической системы. Однако брежневское руководство не было в состоянии их осуществить, да и не имело такого намерения. Причина в том, что к этому времени произошло окончательное перерождение партийного аппарата.