Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Россия и страны ближнего зарубежья в 1991-2004 годы

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Россия и страны ближнего зарубежья в 1991-2004 годы

Трудности сотрудничества

Российская дипломатия с самого начала столкнулась с трудностями в отношениях со странами ближнего зарубежья. Все они во многом были связаны с последствиями распада Советского Союза, так как речь шла о проблемах создания границ, экономической дезинтеграции и разделе собственности бывшего СССР.

Вывод российских войск из Грузии, Армении, Молдовы и Прибалтики был также весьма проблемным. В отношениях с Украиной, несмотря на договор от 31 мая 1997 года, возникли трудности в договоренностях об условиях раздела Черноморского флота.

Замечание 1

Ситуация в первой половине 90-х годов усугублялась также приоритетом выстраивания дипломатических отношений со странами Запада в ущерб международному сотрудничеству с ближним зарубежьем.

Готовые работы на аналогичную тему

Такая политика проводилась при министре иностранных дел А.В. Козыреве, и начала меняться с назначением на должность Е.М. Примакова, видевшего потенциал в иных внешнеполитических ориентирах.

Пути и формы интеграции

Рано или поздно, большинство стран бывшего Советского Союза осознали большую выгоду экономического союза с Россией, чем политику сепаратизма.

В 1993 году был принят Устав Содружества независимых государств (СНГ), который сначала подписали лишь только 7 стран. В условиях развивавшегося экономического сотрудничества, перед ними встала задача поэтапного формирования рынка товаров, услуг и капитала, труда.

В итоге, ко второй половине 90-х годов было сформировано 3 уровня интеграционных отношений:

  • в рамках Союзного государства России и Белоруссии;
  • в рамках Таможенного союза и созданного в 2000 г. на его основе Евразийского экономического сообщества пяти стран (России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана);
  • в рамках зоны свободной торговли, объединяющей все 12 стран СНГ.

Военная интеграция стран СНГ

Также в 1992 году был заключен Договор о коллективной безопасности, имевший большое значение для расширения военной интеграции стран СНГ.

Содержание договора предполагало формирование единого оборонного пространства России и Казахстана, а также создание объединенной группировки наших вооруженных сил.

Договоры о военном сотрудничестве были подписаны также с Грузией и Киргизией.

Однако, та же Киргизия и Таджикистан с начала 2000-х годов стали активно интегрироваться с США в связи с проведением американцами антитеррористической операции в Афганистане.

Данная ситуация обозначила опасность вытеснения РФ из постсоветской Азии.

Замечание 2

Также не стоит забывать о напряженных отношениях с избравшей проамериканскую позицию Грузией.

Политическая интеграция стран СНГ

Что касается сотрудничества в политической сфере, то СНГ все же был далек от стабильного объединения. Наибольшая интеграция произошла у России с Белоруссией, что вылилось в подписание весной 1997 года договора об образовании Сообщества Белоруссии и России, через год преобразованного в Союз.

Также в апреле 2004 г. Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном было подписано соглашение о создании единого экономического пространства.

Политика РФ в отношении соотечественников за рубежом

Одной из насущных проблем российской дипломатии в 90-е годы стало неоднозначное положение русскоязычного населения на территории бывших советских республик.

Остро встала проблема вынужденной миграции и беженства, особенно в странах Прибалтики и Туркмении. Исключением являлись, разве что, Белоруссия и Украина.

Пришедший к власти В.В. Путин в начале 2000-х утвердил приоритет защиты прав соотечественников в странах СНГ и Прибалтики, в целях чего даже была издана специальная концепция.