Трудности сотрудничества
Российская дипломатия с самого начала столкнулась с трудностями в отношениях со странами ближнего зарубежья. Все они во многом были связаны с последствиями распада Советского Союза, так как речь шла о проблемах создания границ, экономической дезинтеграции и разделе собственности бывшего СССР.
Вывод российских войск из Грузии, Армении, Молдовы и Прибалтики был также весьма проблемным. В отношениях с Украиной, несмотря на договор от 31 мая 1997 года, возникли трудности в договоренностях об условиях раздела Черноморского флота.
Ситуация в первой половине 90-х годов усугублялась также приоритетом выстраивания дипломатических отношений со странами Запада в ущерб международному сотрудничеству с ближним зарубежьем.
Такая политика проводилась при министре иностранных дел А.В. Козыреве, и начала меняться с назначением на должность Е.М. Примакова, видевшего потенциал в иных внешнеполитических ориентирах.
Пути и формы интеграции
Рано или поздно, большинство стран бывшего Советского Союза осознали большую выгоду экономического союза с Россией, чем политику сепаратизма.
В 1993 году был принят Устав Содружества независимых государств (СНГ), который сначала подписали лишь только 7 стран. В условиях развивавшегося экономического сотрудничества, перед ними встала задача поэтапного формирования рынка товаров, услуг и капитала, труда.
В итоге, ко второй половине 90-х годов было сформировано 3 уровня интеграционных отношений:
- в рамках Союзного государства России и Белоруссии;
- в рамках Таможенного союза и созданного в 2000 г. на его основе Евразийского экономического сообщества пяти стран (России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана);
- в рамках зоны свободной торговли, объединяющей все 12 стран СНГ.
Военная интеграция стран СНГ
Также в 1992 году был заключен Договор о коллективной безопасности, имевший большое значение для расширения военной интеграции стран СНГ.
Содержание договора предполагало формирование единого оборонного пространства России и Казахстана, а также создание объединенной группировки наших вооруженных сил.
Договоры о военном сотрудничестве были подписаны также с Грузией и Киргизией.
Однако, та же Киргизия и Таджикистан с начала 2000-х годов стали активно интегрироваться с США в связи с проведением американцами антитеррористической операции в Афганистане.
Данная ситуация обозначила опасность вытеснения РФ из постсоветской Азии.
Также не стоит забывать о напряженных отношениях с избравшей проамериканскую позицию Грузией.
Политическая интеграция стран СНГ
Что касается сотрудничества в политической сфере, то СНГ все же был далек от стабильного объединения. Наибольшая интеграция произошла у России с Белоруссией, что вылилось в подписание весной 1997 года договора об образовании Сообщества Белоруссии и России, через год преобразованного в Союз.
Также в апреле 2004 г. Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном было подписано соглашение о создании единого экономического пространства.
Политика РФ в отношении соотечественников за рубежом
Одной из насущных проблем российской дипломатии в 90-е годы стало неоднозначное положение русскоязычного населения на территории бывших советских республик.
Остро встала проблема вынужденной миграции и беженства, особенно в странах Прибалтики и Туркмении. Исключением являлись, разве что, Белоруссия и Украина.
Пришедший к власти В.В. Путин в начале 2000-х утвердил приоритет защиты прав соотечественников в странах СНГ и Прибалтики, в целях чего даже была издана специальная концепция.