Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Влияние Первой мировой войны на экономику России. Развитие хозяйственного кризиса на рубеже 1916-1917 гг.

Замечание 1

В 1914-1918 гг. Россия участвовала в Первой мировой войне, что оказало значительное влияние на состояние всех сфер общественной жизни, в том числе и на экономику империи.

Промышленность, сельское хозяйство

В период войны российская промышленность переживала не лучшие времена. Металлообрабатывающая, текстильная, угольная и пр. снизили свой потенциал, так как множество предприятий этих отраслей были потеряны вместе с территориями; также произошла дезорганизация внутреннего товарооборота из-за транспортных задержек. Ощущался недостаток промышленного оборудования (например, станков) из-за осложнения их ввоза.

Со временем промышленность была перестроена для обеспечения военных нужд. Некоторые заводы уже в начале войны были полностью перепрофилированы на выпуск военной техники. В августе 1916 г. по сравнению с 1914 г. количество выпускаемых винтовок увеличилось на 1110 %, а ружейных патронов – на 250 %.

Общая численность рабочих в стране увеличилась ввиду увеличения количества производств с высокой занятостью рабочих, в частности, рост числа пролетариев происходил в металлообрабатывающей промышленности. Правда, качественный состав рабочего класса пострадал: квалифицированные рабочие были призваны на фронт (15-19 %), а на смену им пришли женщины и дети, не прошедшие профессиональной подготовки, из-за этого производительность труда значительно упала.

В этот период также возникло такое явление как металлический и топливный голод. Из-за роста производства вооружений, соответственно, увеличился спрос на металл, особенно на цветные металлы и высококачественные стали, но их производство в России либо отсутствовало, либо было очень редким. Несмотря на то, что производство металла возросло, это не компенсировало общего падения производства в отрасли, что привело к увеличению дистанции между растущим спросом на металл и его реальным выпуском. Было налажено распределение заказов на металл между министерствами и ведомствами, но это не способствовало росту производства. Многие предприятия сократили прокат металла по причине нехватки сырья и топлива, а это приводило в тому, что производительность предприятий составляла лишь 2/3 их реальных возможностей. Это говорило о системном кризисе все промышленности России в 1914-1918 гг. Также наблюдался и топливный голод, который начался из-за закрытия доступа заграничного топлива в балтийские порты, которые оказались в блокаде.

«Влияние Первой мировой войны на экономику России. Развитие хозяйственного кризиса на рубеже 1916-1917 гг.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В трудных обстоятельствах находилось и сельское хозяйство, которое лишилось основного источника доходов – экспорта на мировой рынок. В то же время уменьшился ввоз удобрений и машин. Множество здоровых и выносливых лошадей были отправлены в армию, что также снизило в деревне производительность. На это повлияло не только уменьшение количества скота, но и мужского населения, призванного на фронты, при том, что в селе был низкий уровень механизации. Это привело к сокращению посевных территорий на 6,5 млн десятин, и это не считая оккупированных территорий.

Однако, главную роль в сельском хозяйстве России играли природно-климатические условия, которые во время войны были на удивление благоприятными. Это обеспечило самый высокий урожай за 10 лет в 1915 г. и выше среднего за 5 лет в 1916 г.

Транспорт, продовольствие

Рост расходов бюджета государства не мог положительно сказаться на финансовом положении страны. Показательно, что за первый месяц боевых действий они стали равны расходам за целый год русско-японской войны. Основными источниками финансирования были:

  • выпуск бумажных денег;
  • увеличение налогов;
  • займы: внутренние и внешние (Англия – главный кредитор России).

В самом начале войны Россия столкнулась с кризисом вооружения, который потянул за собой наращивание военного производства, которое стало причиной экономического кризиса. Среди его факторов следует назвать:

  • отсталость сельского хозяйства;
  • ограниченность промышленно-экономического потенциала;
  • непродуманность мер по милитаризации экономики.

Особую роль в кризисе играли транспортные проблемы: хоть железнодорожное строительство активно развивалось, но сети построенных дорог не хватало для огромных российских территорий. Не хватало также вагонов, паровозов, мостов, дополнительных путей.

Полное расстройство функционирования железных дорог произошло в 1915 г., когда армия начала отступать (а вместе с ней перемещались техника, склады, эвакуировались предприятия и люди), а промышленость спешно мобилизоваться на оборону (это вызвало активные перевозки продовольствия, топлива, сырья, оборудования, стройматериалов). Это привело к полному нарушению графиков движения, а значит, и к замедлению вывоза материалов.

Было принято решение перейти к организации перевозок на основе «литеров» (соответствующих разрешений). С 1916 г. начали формироваться планы перевозок по отдельным грузам. При этом отсутствовал общий государственный план перевозок, поток грузов перемещался стихийно. К 1917 г. железнодорожная сфера находилась в затяжном кризисе, что влияло и на общее состояние России.

Закономерно, что в таких условиях появились и продовольственные проблемы. Значительно уменьшился вывоз зерна. Закупка продовольствия в военное время, как и прежде, осуществлялась отдельными воинскими частями, которые получали на это средства – стратегических запасов для всей армии не было. Однако вскоре становится очевидным, что надо делать массовые систематические закупки. Впрочем, несмотря на принятые меры, с 1916 г. в армии начинается ощущаться недостаток некоторых продуктов. Для покрытия дефицита было уменьшено количество продаваемого хлеба, а зерно начало массово изыматься на нужды войска. Кризис продовольствия также усугублялся сокрытием излишков, плохой организацией распределения, нарушением перевозок.

Замечание 2

Таким образом, для экономики России в период Первой мировой войны были характерны слабость промышленности в целом, плохая транспортная инфраструктура, финансовый дефицит, отсталость сельского хозяйства. Все это привело к нарастанию глубокого экономического кризиса, несмотря на то, что правительством были приняты некоторые антикризисные меры.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot