Приход Л.И. Брежнева к власти и его первые действия
После отстранения Хрущева лидером СССР стал 58-летний Леонид Ильич Брежнев (1906-1982 гг.). Стремясь успокоить общество и партийный аппарат, уставших от многочисленных реорганизаций хрущевской эпохи, новое руководство страны в лице Л. Брежнева, А.Косыгина , Н. Подгорного создавало видимость решения многих вопросов внутренней и внешней политики коллегиально.
И после хрущевского всевластия это очень импонировало и беспартийным, и коммунистам. Но одновременно, действуя по принципу «Великой стране нужен великий руководитель!», партийный аппарат начинает формировать из Л. Брежнева в сознании советских людей образ теоретика марксизма-ленинизма, выдающегося деятеля международного коммунистического и рабочего движения.
Покончив со многими экспериментами Н. Хрущева, остановив демократизацию в партии (на очередном XXIII съезде КПСС (1966 г.) из Устава партии было исключено все, что напоминало о сменяемости кадров), Л. Брежнев все же не посмел ликвидировать многие достижения хрущевской «оттепели».
На международной арене была продолжена политика, направленная на улучшение отношений с Западом, смягчение международной обстановки. В целом брежневское руководство было верно этой линии как в 60-е, так и в 70-е годы. Результаты были достигнуты немалые. В 1972 и 1974 гг. состоялись встречи советских и американских руководителей на высшем уровне, был подписан ряд соглашений. Все это привело к разрядке международной напряженности.
Внутренняя политика
Внутри страны Л. Брежнев посчитал необходимым продолжить реформы в области экономики, разработка которых началась еще при Н. Хрущеве. На мартовском и сентябрьском (1965 г.) Пленумах ЦК КПСС были приняты постановления о мерах по развитию сельского хозяйства и промышленности.
В области сельского хозяйства были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, вводилась ежемесячная гарантированная оплата труда колхозников деньгами, увеличивались капиталовложения в сельское хозяйство до 71 млрд, рублей. Колхозы освобождались от долгов государству. Вся сверхплановая продукция приобреталась уже по повышенным расценкам. Была осуждена практика ликвидации личных подсобных хозяйств колхозников, а также хозяйств рабочих и служащих. Значительные средства выделялись на развитие культуры, социальные преобразования на селе (строительство, газификация, электрификация и др.).
Как многократно заявлялось брежневским руководством, главная цель реформ заключалась в том, чтобы развязать самостоятельность и инициативу хозяйств и предприятий, дать простор экономическим методам хозяйствования и управления.
Но, эти меры не затронули основ директивной экономики, командно-административной системы, оказались половинчатыми и в итоге не могли привести к положительным результатам. И это, несмотря на то, что восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) по основным показателям было выполнена и оказалась одной из самых успешных
Меры по совершенствованию руководства
Было бы неверным считать, что брежневское руководство не замечало негативных тенденций в развитии экономики и не пыталось найти выход из ситуации. На Пленумах ЦК КПСС, заседаниях Политбюро ЦК КПСС, многочисленных совещаниях и партийнохозяйственных активах принимались правильные в целом решения:
- о переходе от волевых (командных) методов управления к экономическим;
- о переходе к качественным показателям оценки работы предприятий и т.д.
Неоднократно ставилась задача эффективнее использовать достижения НТР. Но перелома не наступало. Наоборот, во второй половине 70-х годов трудности экономического развития усилились. Причина было все та же: половинчатость в осуществлении предлагаемых мер, непоследовательность, боязнь руководства отказаться от устаревших стереотипов.
Срабатывал принцип «Как бы чего не вышло», «Как бы не утерять великих завоеваний социализма», «Как бы не свернуть с пути социалистического выбора». В итоге экономика СССР и УССР продолжала развиваться по экстенсивному пути, что требовало громадных капиталовложений и увеличения использования людских резервов. Почти вдвое за этот период уменьшились темпы роста производительности труда. Как следствие, производительность труда на советских предприятиях оказалась существенно ниже мирового уровня (в 2-3 раза ниже чем в США).