Тайный совет, Сенат, Коллегии после Петра I
Петр I создал такую государственную машину, которая, несмотря на многочисленные потрясения дворцовых переворотов и контрреформы, в целом, почти не изменилась и устояла. Это было дворянское государство с императором во главе. При императоре всегда был совещательный орган – на протяжении $XVIII$ в. это был то Тайный совет, то Верховный тайный совет, то Кабинет ее императорского величества, а то – Конференция при высочайшем дворе. Менялись названия, суть – нет.
Если император или императрица не выказывали интереса или таланта к государственным делам, то совещательный орган становился, по сути, у руля государства, как высший орган власти.
Состав совещательных органов при императоре мог быть разным, но, как правило, включал исключительно влиятельных сановников.
Таким образом, Тайный совет и его вариации решали самые главные вопросы государства, включая внешнеполитические, а также текущие управленческие проблемы.
Например, Верховный тайный совет мог принимать кандидатов на должности губернаторов, комендантов и пр., хотя вообще-то это находилось в ведении Сената.
В Верховном тайном совете огромным влиянием обладали Меншиков А.Д., Апраксин Ф. М., Остерман А.И. и др. А при юном Петре II Меншиков попал в опалу, у руля встали Долгорукие.
Сенат официально занимался текущими делами управления. Синод, занимавшийся церковными вопросами, подвергся реорганизации в $1726$ г. – первый департамент занимался вопросами религиозными, идеологическими и т.п., а Коллегия экономии ведала церковным хозяйством.
Среди коллегий выделяются $3$ самые главные, не подчиняющиеся Сенату, – коллегия Иностранных дел, Адмиралтейство, Военная коллегия. Кроме того, в конце $20$-х гг. $XVIII$ в. Юстиц-коллегия получила больше прав. Эта коллегия располагалась и действовала в Москве. Была восстановлена Ревизион-коллегия, которую упразднили из-за невозможности установить нормальный контроль за расходованием средств на местах.
Управление при Анне Иоанновне
Анна Иоанновна передала практически все полномочия Кабинету, который появился в $1731$ г. в качестве ее канцелярии. В кабинете руководил Остерман А.И., затем Ягужинский П.И., Волынский А.П. (до опалы и казни), Бестужев-Рюмин А.П.
Роль Кабинета постоянно росла. Например, Сенат и коллегии обязаны были рапортовать каждый месяц о своих делах. Самым мрачным нововведением эпохи дворцовых переворотов была Канцелярия тайных розыскных дел, основанная при Анне Иоанновне в $1731$ г. Канцелярия имела права коллегии; вторую часть репрессивной машины составляла Канцелярия конфискации, отбиравшая имущество у попавших в опалу.
Елизаветинское управление
После Анны Иоанновны начался период восстановления по типу Петра I. То есть, Сенат вернул все свои полномочия и снова стал руководящим органом в государстве.
При Елизавете Петровне совещательным органом была Конференция при высочайшем дворе. До Семилетней войны Конференция занималась внешнеполитическими вопросами (рекомендации и пр.). С $1756$ г. Конференция стала руководить военными действиями российской армии, и вскоре по мощи сравнялась с Кабинетом Анны Иоанновны. Так, Конференция решала уже и дела внутри страны – финансовая политика, секуляризация, торговля и др.
Восстановление государственного управления по петровскому примеру произошло в эпоху Елизаветы Петровны.
До этого, в конце $20$-х – до начала $40$-х гг. общей тенденцией было ослабление главных государственных органов (Сената) и практически безграничная власть разного рода временщиков из числа фаворитов находившихся на императорском троне лиц. Такие контрреформы были не столько стремлением уйти от петровской эпохи, сколько попыткой хоть как-то преодолеть финансовый кризис, который разразился в начале $1720$-х гг.