Особенности российской индустрии
В начале $XX$ в. Российская империя представляла собой среднеразвитую капиталистическую страну и ее экономике были свойственны те черты, которые характеризуют ее как страну монополистического капитализма.
Вместе с тем российскому капитализму были свойственны некоторые особенности. Главной из них являлось то, что в России высокоразвитые формы современного монополистического капитализма сочетались с полукрепостническими отношениями в деревне. Пережитки феодализма в деревне сохранились и в других странах, таких, как Германия или Япония, но в меньшей степени. Еще одной особенностью является тот факт, что экономическое господство монополий в России сочеталось с сохранением политического господства самодержавия и помещиков. Особенностью российского капитализма являлось и то, что ввоз капиталов в страну превышал вывоз их из России.
Кроме того, для России был характерен значительный государственный сектор в экономике, в других странах государственно-монополистические тенденции появятся значительно позднее. И, наконец, особенность российского капитализма заключалась в том, что наиболее распространенной формой монополий являлся синдикат.
Вместе с тем, необходимо было развивать необходимую индустриальную инфраструктуру: железные дороги, транспорт, современные средства производства и т. д. в этом аспект Россия еще значительно отставала от Западных стран.
Железнодорожное строительство и его влияние на промышленность
Огромную роль в индустриальном развитии пореформенной России играло создание сети железных дорог. Для страны с огромной территорией железные дороги имели громадное хозяйственное и стратегическое значение, что особенно ярко проявилось в годы Крымской войны. Существенной особенностью России в этот период было вмешательство государства в экономику страны.
Развитие российского капитализма сильно отставало по сравнению со странами Западной Европы, и Российское государство стимулировало рост промышленности, развитие банковского дела и особенно – железнодорожного транспорта.
Транспорт, как известно, отвечает потребностям капиталистического производства.
Он обеспечивает объемы, скорость и регулярность перевозки товаров, способствует расширению внутреннего рынка и укрепляет экономические связи между отдельными районами страны. И после отмены крепостного права в России начинается интенсивное железнодорожное строительство, только за период с 1865 по 1875 гг. в стране ежегодно длина железных дорог возрастала в среднем на 2 тыс. верст. В результате протяженность железных дорог в стране выросла за эти годы в пять раз.
Главной задачей железнодорожного строительства этого периода было вовлечение в рынок основных зерновых районов страны. Поэтому железные дороги строились для соединения хлебопроизводящих центров, таких, как Юг, Юго-Восток, Черноземный Центр с Московским и Петербургским промышленными районами.
После этого стали строить дороги, связывающие хлебные районы с портами Балтийского, Азовского и Черного морей. В конце 60-х – начале 70-х гг. $XIX$ в. были введены в строй железные дороги сообщением Москва-Курск, Москва-Тамбов, Курск-Харьков–Одесса, дороги Воронеж-Ростов и Харьков-Севастополь, по которым хлеб шел в южные порты. Железнодорожное строительство велось прежде всего в интересах помещиков, хозяйства которых принимали товарный характер и которые нуждались в налаживании транспортной системы для вывоза своей продукции на рынок.
В результате зерно составляло 40% всех железнодорожных грузов. Началось строительство железных дорог и на окраинах Европейской России: в Закавказье, в Средней Азии и на Урале. Были построены дороги Пермь-Екатеринбург, Самара-Уфа, а также Закавказская и Закаспийская железные дороги. Все это железнодорожное строительство первоначально велось частным акционерным капиталом. Число акционерных железнодорожных обществ в те годы достигало полусотни.
Инициатива переходит к казне, и железные дороги начинают сооружать за счет государства. Более того, государство даже выкупает железные дороги у многих акционерных обществ, и они становятся государственными.
Водный и гужевой транспорт
Существенно возрос и паровой водный транспорт. Речное пароходство получило развитие в бассейнах рек Амура, Енисея, Днепра, Дона, Оби и особенно Волги. В прибрежных перевозках большую роль продолжал играть мелкий парусный флот. На долю речного, морского и гужевого транспорта приходилось до 30% всех перевозок, остальные 70% грузов перевозились по железным дорогам.
Таким образом, Россия прочно встает на рельсы рыночного хозяйства, ее экономика начинает быстро развиваться. В последующее десятилетие темпы экономического роста страны еще больше возросли.