Процесс реорганизации среднего и высшего образования
Существенные изменения происходили в образовательной сфере. Возникла сеть альтернативных учебных заведений – школ, лицеев, гимназий, колледжей и даже университетов. В начале XXI века в Российской Федерации существовало около 700 негосударственных общеобразовательных школ. На 2001 г. в России негосударственные высшие учебные заведения составляли 28 % от общего количества. В них обучалось 12 % всех российских студентов. Существенно возросло количество новых специальностей, ориентированных на потребности рынка. В то же время многие россияне получили возможность учиться в лучших университетах Западной Европы и США.
В 2001 г. в России действовало более 620 государственных и около 400 негосударственных вузов, 2995 государственных средних специальных учебных заведений. Прием студентов в вузы за 1990-е гг увеличился в 2 раза. Появилось многообразие моделей профессионально-технического образования. В 2004 г. в государственных вузах России обучалось 4,8 млн. студентов.
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., принятой в 2002 г., главной задачей образовательной политики провозглашено обеспечение качественного образования, отвечающего потребностям личности, общества и государства. В 2003 г. Россия присоединилась к «Декларации о европейском пространстве для высшего образования», которая осуществляется в странах Запада в рамках Болонской конвенции (1999) и предусматривает дальнейшее совершенствование высшей школы.
Развитие высшего образования сопровождался противоречивыми явлениями. Так, общее количество студентов постоянно росло, но качество их подготовки, особенно по гуманитарным направлениям, существенно снизилась.
Естественные специальности испытывали нехватку финансирования. Через слабую материально-техническую базу, низкую оплату труда Россию покинуло много ведущих ученых, которые продолжили исследования за рубежом.
Трудности в российской науке
Несмотря на значительные трудности, Российская академия наук работала над реализацией ранее составленных планов. Активно продолжалось освоение космоса. В 2001 г. использовалась международная орбитальная станция «Мир», которая эксплуатировалась еще с 1986 года.
В 1990-е гг. российская наука понесла огромный ущерб в связи с реорганизацией АН СССР, свертыванием отраслевых и вузовских научных центров и резким сокращением финансирования научных исследований. В 1991 г. на базе союзной АН была учреждена Российская Академия Наук во главе с академиком Ю. С. Осиповым.
Она имела в своем составе до 300 научных учреждений. В 2002 г. общее собрание РАН утвердило новую структуру учреждения, преобразовав 18 отделений по областям и направлениям наук в 9 отделений:
- математики,
- физики,
- энергетики, машиностроения, механики,
- процессов управления,
- информационных технологий и вычислительных систем,
- химии, наук о материалах,
- биологии,
- наук о Земле,
- общественных наук, историко-филологических наук (с подразделением их на секции).
В своей деятельности РАН руководствуется Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 октября 1996 г., а также «Основами политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» от 30 марта 2003 г. Вузовская наука развивается в основном за счет грантов и коммерческих заказов
В конце 1990-х гг. финансирование российской науки начало увеличиваться. Началась модернизация научных лабораторий, учебных полигонов. Ежегодно присуждались государственные премии за разработки в области науки и техники. Лауреатами нобелевской премии в области физики стали российские ученые Ж. Алферов, В. Гинзбург, А. Абрикосов, К. Новоселов, А. Гейм. Улучшились условия для развития гуманитарных наук – философии и истории.