Причины возвышения
Для того чтобы понять Смутное время и, в частности, приход к власти Лжедмитрия I нужно понимать причины этих событий. Попытаемся их выделить:
- Опричнина и Ливонская война привели страну в крайнее истощение (экономическое, моральное и демографическое)
- Династический кризис – больной сын Ивана IV, царь Федор умер бездетным, на царство избрали Бориса Годунова
- Годунова не принимал народ, так как он был не Рюрикович, а выбранный царь
- Трагичная гибель царевича Дмитрия в Угличе породила мечту в его спасение
- Неприятие Бориса Годунова многими боярами
- Голод $1601-1603$ годов
Приход к власти
В $1603$ году беглый монах Чудового монастыря Григорий Отрепьев объявился в Речи Посполитой на службе у князя Адама Вишневецкого. Там он заявил о своем царственном происхождении; Вишневецкий и Сандомирский воевода Юрий Мнишек поддержали его.
В $1604$ году весной с небольшим войском и денежным довольствием от короля Сигизмунда Лжедмитрий I двинулся в сторону России. В Северской земле войско самозванца заняло ряд городов. Однако в январе $1605$ года войско Лжедмитрия было разбито в битве у Добрыничей. Действия московских победителей еще более настроили против Годунова народ – они грабили и убивали всех без разбору, обвиняя простых людей в активном пособничестве самозванцу.
В мае $1605$ года неожиданно умер Борис Годунов. Судя по картине молниеносного недуга, царя отравили. Смерть Годунова активизировала Лжедмитрия, с весны сидевшего в Путивле. Самозванец отправил в Москву наказ избавиться от врагов царевича, который, возможно стал причиной убийства семьи Годунова.
Боярская Дума под влиянием Богдана Бельского приняла сторону Лжедмитрия. Таким образом, в начале июня Лжедмитрий подошел в Москве. В начале лета были убиты вдова и сын Бориса Годунова. Освободив себе дорогу, Лжедмитрий $20$ июня торжественно въехал в Москву.
В Москве новоиспеченного царя встречало духовенство, которое не было довольно сопровождением поляков-католиков. В монастырь отправили за Марией Нагой, которая, как ни странно, признала его. Затем новый царь был коронован патриархом Игнатием.
Вскоре раскрылся заговор, организованный князем Василием Шуйским. Его осудили на смертную князь на Земском соборе, однако в последний момент Лжедмитрий его помиловал, отправив в ссылку.
Деятельность Лжедмитрия
Новый царь начал с возвращения попавших в опалу при Борисе Годуновом. Также возвратили осужденного на ссылку Василия Шуйского. Вернули милость и Романовы, а Федор Никитич стал митрополитом Филаретом Ростовским.
Лжедмитрий I активно раздавал содержание и земли служилым людям и помещикам за счет урезания владений монастырей. В южной части государства отменили на $10$ лет налоги, но так как денег стране требовалось много, в других регионах налоговое бремя выросло.
Лжедмитрий I пошел на уступки восставшим крестьянам, разрешив уйти тем, кого в голод помещики не обеспечивали; кроме того, он запретил запись в холопы по наследству и приблизил положение холопа к наемнику. В то же время, сыск беглых продолжался в течение $5$ лет.
Лжедмитрий разрабатывал Сводный судебник, но не закончил его. В состав Боярской думы он ввел представителей духовенства, переименовав ее в Сенат. Он участвовал во всех заседаниях и вообще активно включался во все государственные дела.
На польский манер был введен ряд новых чинов, себя Лжедмитрий стал называть титулом императора. Личную безопасность правителя обеспечивала иностранная гвардия.
В Восточном вопросе он готовился к войне с Османами, намереваясь привлечь Европу на свою сторону.
Падение
Лжедмитрий настроил против себя народ тем, что в открытую подражал Европе, на службе держал много поляков и не соблюдал православных догматов.
Во время свадьбы $9$ мая $1606$ года на Марине Мнишек поляки устроили разбой.
Заговор организовал Василий Шуйский. Лжедмитрий I не внял предупреждениям, и $17$ мая толпа поднялась по набату. Басманов пытался успокоить толпу, но был убит ножом в сердце. Пытавшийся спастись Лжедмитрий был убит в толпе после того, как якобы от Марии Нагой привезли опровержение ее прежних слов. Тела царя и Басманова подвергли «торговой казни».