Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Железнодорожный кризис. Топливный и металлический голод

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Россия и Первая мировая война / Железнодорожный кризис. Топливный и металлический голод
Железнодорожный кризис. Топливный и металлический голод

Кризисная обстановка с металлом и топливом

Первопричиной многих напряжений в народном хозяйстве России стала кризисная обстановка с металлом, другими видами сырья и топливом. В ходе войны эти напряжения неуклонно возрастали

Во время войны возрос спрос на металл, особенно для военных нужд, а выплавка его уменьшилась. В 1913 г. на Юге России чугуна было выплавлено 190 млн. пудов, в 1915 г. – 167 млн., в 1916 г. – 176 млн. пудов. Сократилось и производство стали и проката. На февраль 1917. в стране прекратили работу 36 доменных печей. Даже оборонная промышленность получала только половину необходимого ей металла.

С началом войны резко возросла потребность в топливе и в первую очередь в каменном угле. С потерей в 1915 г. Домбровского угольного бассейна (Польша) и прекращением импорта угля, Донбасс остался единственным поставщиком угля для всей страны.

Общая добыча угля в Донбассе в связи с ростом числа рабочих увеличилась с 1544 млн. пудов в 1913 г. к 1744 млн. пудов в 1916 p., но за низкую квалификацию многих вновь принятых рабочих производительность труда резко снизилась. Если в 1913 г. среднегодовая производительность одного рабочего составляла 9,17 тыс. пудов угля, то в 1916 г. – 7,45 тыс., а в 1917 г. – 5,42 тыс. пудов.

Увеличение добычи угля в Донбассе не могло компенсировать затрат и обеспечить возросшие в нем потребности страны. Нефти тоже не хватало. К тому же транспорт не справлялся с перевозкой добытого угля. Часто даже оборонные предприятия не получали нужного количества топлива. Страна переживала острейший топливный кризис.

Из-за недостатка топлива и металла сокращали производство машиностроительные заводы, хотя они производили военную продукцию. Негативно повлияла война на пищевую промышленность и особенно на сахарную.

Замечание 1

Таким образом, главным тормозом в расширении военного производства выступал дефицит сырья и топлива. Эта глобальная диспропорция увеличивалась из-за грубых просчетов военных ведомств при определении реальных потребностей армии и традиционного «зажима» денежных средств со стороны Министерства финансов. Поэтому наращивание выпуска вооружений и боеприпасов, особенно в первый год войны происходило со сбоями, сумбурно, но все же в целом динамично.

Болезненные перебои начались прежде всего в снабжения действующей армии стрелковым оружием: винтовками и пулеметами.

Разруха в сфере железнодорожного транспорта

Во время войны сильная разруха охватила транспорт, особенно железнодорожный. Во время войны две трети железных дорог находились в подчинении военной власти и обслуживали нужды фронта.

Кризис на железных дорогах сказался уже в декабре 1914 года. Отступление армии, эвакуация людей и заводов, переброски войск – с этим всем железной дороги не справлялись. Сократилось снабжение железнодорожного транспорта паровозами и вагонами. В июле 1916 года был сделан заказ на железнодорожное оборудование в США, но его реализовывало уже Временное правительство. В сентябре 1915 начато строительство стратегически важной железной дороги от Петрозаводска до Мурманска. Ее построили в рекордно короткие сроки: к началу 1917 года.

Замечание 2

Кризис в железнодорожном транспорте привел к ухудшению снабжения армии и городов, к сокращению топливной и тяжелой промышленности.

Особенно обострилась она в 1915 p., когда армии отступали из Польши, Галиции, Буковины, происходила массовая эвакуация людей, предприятий, военных тылов, а также началась мобилизация промышленности на оборону.

Не хватало паровозов, вагонов, угля, металла, станции были забиты эшелонами, дезорганизация транспорта становилась все больше. На начало 1916 г. на железных дорогах страны сосредоточилось 150 тыс. вагонов неперевезенных грузов. В связи с развалом транспорта хозяйство распадалось на отдельные, изолированные районы. К тому же выходы из Черного и Балтийского морей были закрыты, связь с внешним миром очень затруднялась.